тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 00:03

О представительских расходах. Икра и алкоголь.

Вопрос:

Сотрудник приобрел заранее икру и алкоголь в магазине общей стоимостью более 50 тыс. рублей, для встречи во время командировки с партнерами. Может ли компания списать данные расходы в налоговом и бухгалтерском учете как представительские?

Сообщаем:

Представительскими являются расходы, которые связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах для взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ). Кроме того, представительскими также считаются расходы на проведение переговоров с физлицами - фактическими или потенциальными клиентами организации (Письма Минфина России от 05.07.2019 N 03-03-06/1/49848, от 05.06.2015 N 03-03-06/2/32859).

К представительским относятся затраты (п. 2 ст. 264 НК РФ):

  1. на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
  2. на проезд участников к месту проведения мероприятия и обратно;
  3. на буфетное обслуживание во время мероприятия;
  4. оплата услуг переводчиков во время мероприятия.

 

Не относятся к представительским расходы на развлечения, отдых, профилактику или лечение заболеваний участников мероприятий.

К примеру, нельзя учесть при расчете налога на прибыль расходы на развлекательную программу - фуршет, теплоход и артистов, - которая была организована после официальной части мероприятия. Также нельзя учесть расходы на проживание гостей (п. 2 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).

Конкретного перечня документов, которыми можно подтвердить представительские расходы, в гл. 25 НК РФ нет.

Расходы на алкоголь можно учесть как представительские, если спиртные напитки предназначены именно для официального мероприятия (Письмо Минфина от 22.01.2019 N 03-03-06/1/3120).

Однако следует учитывать, что представительские расходы должны соответствовать критериям, установленным статьей 252 НК РФ, а именно должны быть экономически оправданны и документально подтверждены.

Также обозначенная позиция прослеживается в письмах Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 и в судебной практике (Постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 по делу N А55-14189/2012; ФАС Северо-Кавказского округа от 30.10.2008 N Ф08-6557/2008 по делу N А53-2231/2008-С5-34 и др.)

Для приготовления бутербродов могут приобретаться масло, икра, сыры, мясные продукты, рыба, зелень, овощи, майонез. В Письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 указано, что затраты на покупку продуктов, израсходованных для организации официального приема и буфетного обслуживания при проведении деловых переговоров и презентаций, можно учесть в составе представительских.

Бывает, что организация командирует сотрудников для поиска региональных клиентов и заключения с ними договоров. Руководствуясь корпоративной политикой, сотрудники при проведении переговоров с потенциальными VIP-клиентами могут нести расходы по проведению деловых встреч. Такие расходы могут быть отнесены к представительским. Ведь затраты на проведение переговоров в целях установления сотрудничества признаются таковыми, а место проведения переговоров значения не имеет (п. 2 ст. 264 НК РФ). Но расходы, понесенные сотрудником в командировке, могут быть приняты в налоговом учете только при наличии документов, подтверждающих официальный характер встречи с проведением завтрака, обеда или аналогичного мероприятия.

Затраты на проведение переговоров в целях установления сотрудничества признаются таковыми, а место проведения переговоров значения не имеет (п. 2 ст. 264 НК РФ). Но расходы, понесенные сотрудником в командировке, могут быть приняты в налоговом учете только при наличии документов, подтверждающих официальный характер встречи в ресторане.

Представительские расходы подтверждает отчет о мероприятии. Укажите в нем программу, участников, время и место проведения встречи, состав, перечень расходов. К отчету обязательно приложите первичные документы на расходы - накладные, акты, чеки. Кроме отчета можно составить приказ и смету расходов (Письмо Минфина от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288).

Таким образом, исходя из официальной позиции Минфина, полагаем, что расходы на икру и алкоголь, приобретенные сотрудником для деловых переговоров можно включить в расходы и в бухгалтерском учете и в расходы по налогу на прибыль с соблюдением норм и подтверждением соответствующими документами.

Причем, чем больше будет документов в обоснование таких расходов, тем лучше.

 

27.09.2019

КонсультантПлюс Сервис О компании
Информация на сайте не является публичной офертой
Разрешается любое копирование
Описание системы Обучение работе О нас
Купить систему Сопровождение системы Вакансии
Отзывы клиентов Консультации специалистов Контакты
Поиск по сайту Бюллетень пользователя Написать нам