тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 22:40
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Об обособленных подразделениях при выполнении подрядных СМР

Вопрос:

Наша организация является подрядной организацией, выполняем мы строительно-монтажные работы по всему городу Екатеринбургу (включая все районы). Надо ли открывать по каждому объекту обособленное подразделение? Какой штраф за не уведомление ИФНС?

Сообщаем:

Минфин России не дает прямого ответа на вопрос о возникновении обособленного подразделения и предлагает в каждом конкретном случае обращаться за разъяснениями в свои налоговые инспекции (Письма от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-249).По мнению экспертов, нужно согласиться с выводом, что заключение договора строительного подряда на срок более месяца ведет к возникновению у подрядчика обособленного подразделения. Окончание работ по данному договору приведет к прекращению деятельности по месту нахождения подразделения, т.е. к его ликвидации.

Для решения вопроса, приведет ли деятельность строительной организации, выполняющей подрядные работы на объектах заказчика, к образованию обособленных подразделений в целях постановки на налоговый учет, необходимо учитывать характер отношений между организацией и ее работниками, условия договоров строительного подряда и другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности.

Отвечая на данный вопрос, необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ. В нем указано, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

В свою очередь, определение рабочего места дается в ст. 209 ТК РФ. Это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Причем работы могут организовываться в форме командировки или вахтового метода.

Таким образом, получается, что, если организация-субподрядчик на стройку сроком более месяца отправила своих работников, у нее там возникает подразделение. Эта же стройка будет являться подразделением и для генподрядчика, если на ее территории он организует рабочие места (стол, стул, вагончик для прораба, сторожа и т.п.). Если же заказчик на этой же стройке посадит своего сотрудника - менеджера - для привлечения инвесторов или дольщиков, и будет с ними там заключать договоры, то и для этой организации стройка будет являться обособленным подразделением.

Обратите внимание! Как часто на стройку приезжает тот или иной работник, значения не имеет. В Письме от 16.05.2017 N 03-02-07/1/30877 Минфин России указал, что обособленное подразделение признается таковым независимо от формы организации работы, от конкретных строительных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте. При этом в случае затруднения с определением подразделения финансисты для точного ответа посоветовали обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или по месту осуществления деятельности.

Если же компания не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ на стройке составляет не более одного месяца, деятельность организации в таких условиях не приводит к образованию обособленных подразделений.

Таким образом, если в договоре между подрядчиком и заказчиком написано, что последний организует рабочие места для работников подрядчика и контролирует их, строительной организации можно попытаться избежать регистрации подразделения. Аналогично, подразделения не будет, если работу для генподрядчика выполняет субподрядчик. А генподрядчик ни одного работника на эту стройку не ставит. В противном случае, подразделение придется регистрировать.

Анализ арбитражной практики также показывает, что само по себе заключение договора подряда не свидетельствует о создании обособленного подразделения по месту осуществления подрядных работ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 N А05-9705/2009). Напротив, если создание всех необходимых для выполнения подрядных работ условий договором возложено на заказчика этих работ (он своевременно обеспечивает объемы работ, всю необходимую для их выполнения документацию; контролирует ход выполнения работ; дает указания по выполнению работ, требует отчет об их исполнении, составляет акты), то при таких обстоятельствах не усматривается создание именно подрядчиком стационарных рабочих мест.

Таким образом, во избежание конфликтов с ИФНС, рекомендуем обратиться в налоговый орган в целях определения места постановки на налоговый учет.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения обо всех обособленных подразделениях. Срок - 1 месяц со дня их создания.

За неисполнение обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях налогоплательщик несет ответственность в соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный в налоговые органы в установленный срок документ.

Нарушение установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Раньше налоговики пытались оштрафовать и по п. 2 ст. 116 НК РФ - за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Здесь штрафы гораздо существеннее. Однако эта норма в данном случае не применяется (п. 23 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017).

Штраф, указанный в п. 2 ст. 116 НК РФ, - в размере 10% от доходов, полученных строительной организацией в течение деятельности без регистрации подразделения, но не менее 40 000 руб., - налоговая инспекция потребовать не может.

Дело в том, что п. 2 ст. 116 НК РФ предусматривает ответственность в случае ведения деятельности без постановки на учет в налоговом органе самой организации, а не ее подразделений (Определения Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 304-КГ17-8872, от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377). Выводы, приведенные в последнем Определении, включены в п. 13 Обзора правовых позиций (направлен ФНС России для использования в работе Письмом от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@), п. 23 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).

Кроме того, должностных лиц - руководителя и главного бухгалтера - оштрафуют по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ на сумму от 300 до 500 руб.

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту