тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 15:00
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Проблемные вопросы претензионного порядка

Проблемные вопросы претензионного порядка

Претензия в договорных отношениях - это сообщение контрагенту о том, что он не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства. Обычно содержит требование об устранении нарушения или о расторжении договора.

В большинстве случаев под претензией понимают документ, который будущий истец направляет, чтобы соблюсти обязательный досудебный (претензионный) порядок. Однако на практике пострадавшая сторона может последовательно предъявить несколько претензий по одному нарушению, прежде чем решиться на судебное разбирательство.

Необходимо отличать неформальную претензию, которая обычно предъявляется устно или в переписке рядовых сотрудников двух организаций. Это может быть сообщение о том, что обнаружено нарушение, напоминание о пропущенном сроке исполнения обязанности и т.п. Целью такой претензии может быть предварительная проверка факта нарушения. В ней нет жестких требований или сообщения о намерении обратиться в суд. Пример такой претензии - звонок в бухгалтерию арендатора с сообщением о том, что арендная плата не поступила на счет арендодателя в установленный договором срок, и просьбой разъяснить ситуацию.

Письменную претензию обычно предъявляют, когда пострадавший убедился в обоснованности своих требований, а неформальное обращение к нарушителю не привело к желаемому результату. Такую претензию направляют по правилам для юридически значимых сообщений. Делается это для того, чтобы, если требование не будет исполнено, данный документ можно было использовать как доказательство соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда он обязателен.

Рассмотрим, в каких случаях считается соблюденным претензионный порядок рассмотрения спора.

Предъявлена ли претензия в разумный срок. Закон не разъясняет, какой это срок. Суд будет определять его в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела, в результате разумным может оказаться срок как в несколько дней, так и в несколько недель. Если закон или договор требует предъявить претензию в разумный срок, рекомендуем отправить ее как можно раньше. Не откладывайте предъявление требований на несколько месяцев. Если вы пропустите разумный срок, суд может отклонить ваши требования или отнести на вас дополнительные расходы, которые возникли из-за вашей просрочки.

Претензия направлена по прежнему адресу. Фиксация адреса в договоре поможет и в том случае, когда контрагент сменил юридический адрес и не уведомил об этом. Так, общество отправило претензию контрагенту, но не проверило актуальность адреса. Выяснилось, что за несколько месяцев до этого адрес в ЕГРЮЛ поменяли. Первая инстанция и апелляция пришли к выводу: обязательный досудебный порядок не соблюден.

Однако прежний адрес стороны указали в договоре. Кассация указала: несовпадение адресов в договоре и в ЕГРЮЛ не означает, что отправитель претензии поступил недобросовестно. В итоге кассация отменила акты нижестоящих судов и направила дело для принятия к производству (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2020 N Ф07-12754/2020 по делу N А56-29806/2020).

Претензия направлена только на электронную почту компании. Общество потребовало в суде взыскать с компании пени за нарушение сроков доставки груза. Первая инстанция вернула иск, апелляция с этим согласилась. Досудебный порядок урегулирования спора не соблюден, т.к: 1). претензию направили только на электронную почту для обращений юрлиц; 2). стороны не согласовывали этот адрес для отправки претензий; 3). Общество не обращалось по адресу местонахождения компании.

Кассация с этим не согласилась. Претензию можно направить и по электронной почте. Главное, чтобы можно было установить, от кого она, кому адресована. Требований к такому письму нет. Общество отправило претензию на адрес электронной почты, указанный на официальном сайте компании для обращений юрлиц. Это письмо получили, присвоили входящий номер и даже ответили на него. Нет оснований считать, что досудебный порядок не соблюден (Постановление АС Московского округа от 23.07.2021 по делу N А40-45446/21).

Претензия адресована филиалу. Можно ли направить претензию по адресу филиала юрлица? Практика окружных судов разнится. Например, АС Дальневосточного округа отмечал: спор связан с работой филиала, значит, отправкой претензии в адрес этого подразделения досудебный порядок не нарушили. К тому же ответчик претензию получил. ВС РФ не стал пересматривать дело (Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2020 N 303-ЭС20-19723).

АС Московского округа тоже признавал претензию по месту нахождения филиала правомерной (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2020 N Ф05-1050/2019 по делу N А40-67376/2018).

Иной подход встретился у АС Северо-Западного округа. Претензионное письмо директору филиала не помогло доказать, что досудебный порядок соблюден (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2021 N Ф07-989/2021 по делу N А56-37596/2020).

Чтобы обезопасить себя, лучше зафиксировать адрес для претензий в договоре. Тогда в случае споров можно будет ссылаться на подход ВС РФ: досудебный порядок соблюден, когда претензия направлена по "договорному" адресу (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).

В претензии не указан размер неустойки. ВС РФ в своем Обзоре от 22.07.2020 отмечал: суммы неустойки в претензии и в иске могут различаться, это не говорит о нарушении претензионного порядка. АС Поволжского округа рассмотрел спор, где в претензии требовали уплатить основной долг и неустойку, но сумму последней не рассчитали. Отсутствие размера неустойки в претензии не помешало судам признать, что досудебный порядок соблюден (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2020 N Ф06-68142/2020 по делу N А55-6327/2020)

Обратите внимание! В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, который через год снова обобщил практику по соблюдению досудебного порядка урегулирования споров, суд снова напомнил о том, что:

  • заявлять о несоблюдении досудебного порядка нужно исключительно в первой инстанции;
  • течение срока исковой давности приостанавливается на срок досудебного урегулирования, установленный законом или договором (при отсутствии такого срока - на 6 месяцев). В случае досрочного ответа на претензию, течение срока приостанавливается до этого момента.

Желаем Вам удачи!

Одновременно сообщаем, что данный материал выражает частное мнение специалистов, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в понимании отличающемся от трактовки, изложенной выше.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)

С уважением,
специалисты Линии консультаций.

Статью подготовила:
Новосёлова С.Л.
Руководитель Линии консультаций
19.08.2021

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту