Консультант Плюс г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 25а тел. (343) 228-00-30
Внимание! Работает горячая линия!
-заказать прайс, купить систему: (343) 228-00-38
- заказать документ: (343) 228-00-36
- техническая поддержка: (343) 228-00-37
Консультант Плюс
-Как выбрать систему
-Пакетные поставки систем
Покупка
-Заказать прайс-лист
-Заказать демо-версию
Сопровождение
-Заказать документ
-Поддержка системы
-Обучение работе с системой
Для наших клиентов
-Семинары
-Круглые столы
-Консультации аудитора
-Консультации юриста
-Консультации по кадрам
-Прямой диалог c ФСС РФ
-Бюллетень КонсультантПлюс
-Журнал «Главная книга»
-Журнал «Точка отчета»
-Тематические сборники
-Еженедельный обзор
-Подписка на рассылки
-Производственный календарь
Архив
-Прямой диалог c ФНС России
-Прямой диалог c ПФР Св.обл
-Интернет-интервью
О компании
-Наши координаты
-Наши реквизиты
-Написать нам
-Отзывы клиентов
-Вакансии
Поиск на сайте

Вопрос о порядке учета представительских расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли

Описание ситуации:

30.12.2008 г. была организована встреча с контрагентами для подписания договоров на поставку товара на 2009 г. Во время переговоров организация обслуживания по проведению официального обеда производилась собственными силами.

  • Был составлен отчет о представительских расходах на сумму 19 606,83 - подтвержден кассовыми и товарными чеками.
  • Был составлен акт о списании представительских расходов.
  • Была составлена смета на представительские расходы.
  • Была составлена смета о деловом приеме делегации с поименным списком присутствующих.

Фонд оплаты труда по итогам 9 месяцев - 34 155 186,88
Фонд оплаты труда по итогам 2008 года - 49 509 921,08

В учетной политике закреплена возможность расходования денежных средств на представительские расходы в размере 4% от фонда оплаты труда. Т.е. по итогам 9 месяцев - 1 366 207,48, а по итогам 2008 года - 1 980 396,84.

При формировании бухгалтерских проводок:
Дт 44.1.1 Кт 60 (76) - 19 549,48
Дт 19/3 Кт 60 (76) - 57,35 - НДС отражен только в одном чеке.
Дт 60(76) Кт 50 - 19 606,83

А вот дальше по бухгалтерскому и налоговому учету не могу разобраться.

Т.к. в консультанте прописано:
34 155 186,88 * 4% = 1 366 207,48
Далее идет проводка (при условии, что организация применяет 18/ПБУ):
Дт 68.2 Кт 19.3 - 245 917,35 (1 366 207,48 * 18%)?

Вопрос:

Подскажите мои дальнейшие действия. Либо мне сразу делать списание на 91.2 «Прочие расходы»
Дт 91.2 Кт 44.1.1 19 549,48
P.S. Бухгалтерский и налоговый учет в ООО «С» ведется без применения 18/ПБУ. Заранее спасибо.

Ответ:

Бухгалтерский учет

На основании п.5 и п.7 ПБУ «Расходы организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н представительские расходы признаются расходами по обычным видам деятельности.

Согласно п.9 и п.20 указанного Положения организация вправе включать представительские расходы в затраты полностью в отчетном периоде, к которому они относятся, если такой порядок предусмотрен учетной политикой.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (далее по тексту - Инструкция), предусмотрен счет 90 «Продажи».

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость продукции, работ, услуг, отдельных хозяйственных операций.

Инструкцией, в отношении бухгалтерского счета 90 «Продажи», также предусмотрено ежемесячное сопоставление совокупного дебетового оборота по субсчетам 90.2 «Себестоимость продаж», 90.3 «Налог на добавленную стоимость», 90.4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90.1 «Выручка». В результате сопоставления определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90.9 «Прибыль/Убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

 

Поскольку в налоговом и бухгалтерском учете существует разный порядок признания представительских расходов, возникает необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н.

Пунктом 1 ПБУ 18/02 установлено, что нормы и требования настоящего Положения применяются организациями, признаваемыми в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Согласно п.2 ПБУ 18/02, настоящее Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями. Т.е. по сути, данные организации могут не отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Поэтому такие организации могут вести бухгалтерский учет без применения счета 09 «Отложенные налоговые активы» (счет введен Приказом Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н).

Соответственно, организации не являющиеся субъектами малого предпринимательства, а также некоммерческими организациями должны применять нормы данного ПБУ.

По нашему мнению, если организация не является субъектом малого предпринимательства, а также некоммерческой организацией и при этом учетной политикой организации не предусмотрено применение ПБУ 18/02, то этот факт не освобождает ее от применения настоящего Положения.

Таким образом, в последующем бухгалтерские проводки должны выглядеть следующим образом:

*Д-т 90.9 К-т 44 Определение финансового результата (списание представительских расходов)

  Д-т 99 К-т 90.9 Прибыль/Убыток

* отложенные налоговые активы отсутствуют (в случае наличия отложенных налоговых активов, производится дополнительная запись с применением счета 09).

Обращаем ваше внимание, что указанный в тексте запроса счет 91.2 (Прочие расходы), в данном случае не применяется.

 

В налоговом учете представительские расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

При этом абз.3 п.2 ст.264 НК РФ предусмотрено, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

Извлечение из материалов СПС Консультант Плюс

Примерный перечень документов для подтверждения представительских расходов содержится в Письме Минфина РФ от 13.11.2007 г. № 03-03-06/1/807.

Как показывает анализ судебной практики, при рассмотрении споров, связанных с документальным подтверждением представительских расходов, арбитражные суды в первую очередь обращают внимание на наличие у налогоплательщика первичных документов и на их взаимосвязь между собой.

И если обнаруживается, что первичные документы неправильно оформлены, не соответствуют друг другу или вообще отсутствуют, то суды занимают сторону налоговых органов (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 24.03.2005 г. № Ф09-971/05-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2003 г. № А19-2549/03-15-Ф02-2096/03-С1).

 

Из Письма Минфина РФ от 13.11.2007 г. № 03-03-06/1/807:

Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности:

  • приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
  • смета представительских расходов;
  • первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
  • отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
  • цель представительских мероприятий, результаты их проведения;
  • иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

При отсутствии документального подтверждения указанные расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли, так как не соответствуют принципам признания расходов в целях налогообложения прибыли согласно п.1 ст.252 НК РФ.

Семинарывсе
15 апреля 2021г. состоится онлайн-семинар «Правила применения ФСБУ: ФСБУ 5/2019 «Запасы», ФСБУ 6/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 26/2020 «Основные средства», ФСБУ 25/2018 «Аренда». Рекомендации БМЦ по применению новых стандартов». Автор и ведущий - Новикова Татьяна Александровна, к.э.н., налоговый консультант, преподаватель УМЦ при ФНС России, доцент МГУУ Правительства Москвы. Ссылка для подключения будет добавлена в Личный кабинет. Подробнее...
Круглые столы
22 апреля 2021г. состоится круглый стол «НДС в 2021 году: изменения и сложные вопросы уплаты и декларирования». Автор и ведущий - Найдёнов Евгений Владиславович, руководитель департамента налогового аудита ООО «Бизнес аудит», налоговый консультант, аттестованный аудитор, аттестованный преподаватель ИПБ России. Круглый стол будет проходить в офлайн формате. Количество мест ограничено. Подробнее...
Регистрация на круглый стол состоится 19, 20 и 21 апреля
Консультации аудиторавсе
Аттестованный налоговый консультант Гусельников Роман Вячеславович отвечает на вопросы.
09.04.2021: Физическое лицо из Казахстана планирует купить у нас (юр. лицо) авто. Мы с ним заключаем договор купли-продажи. Можем ли мы выставить счет-фактуру с НДС 0%? Ответ...
02.04.2021: Организация приобретает спецодежду. ФСБУ 6/2020 "Основные средства" не применяем досрочно. В связи с применением ФСБУ 5/2019 "Запасы" как учитывать в бухгалтерском учете спецодежду сроком более 12 месяцев? Ответ...
Консультации по кадрамвсе
Консультант по кадровым вопросам Скобцова Валентина Петровна отвечает на вопросы.
08.04.2021: В табеле рабочего времени насколько важно точное указание отработанных часов работником, вплоть до сотых долей? Ответ...
01.04.2021: Сотрудник, который ранее работал в компании, просит оформить дубликат трудовой книжки, т.к. устраивается на новое место работы, а мы для него являемся последним работодателем. Как правильно оформить дубликат? Можно ли его оформить на основании копии трудовой, которая хранится в деле уволившегося сотрудника? Ответ...
Консультации юриставсе
Юристы нашей компании предлагают помощь в решении юридических вопросов. Задать вопрос можно заполнив форму на сайте.
31.03.2021: Может ли заказчик требовать штраф за нарушение исполнения обязательства при исполнении договора путем предъявления банковской гарантии на обеспечение гарантийных обязательств, а не банковской гарантии на обеспечение исполнения договора? Ответ...
24.03.2021: Какие документы, помимо формы Р13014 необходимо предоставить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию), при открытии филиала Общества? Ответ...
Интервью Консультант Плюсвсе
14 ноября 2017 года состоялось интернет-интервью с Л.А. Юхневичем, руководителем ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие": "Электронное правосудие - будущее российской судебной системы".
22 августа 2017 года состоялось интернет-интервью с О.В. Сперанским, директором правового департамента Минстроя России: "СРО в сфере строительства: создание национального реестра специалистов и другие изменения действующего законодательства".
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Все права принадлежат ООО "КонсультантПлюсСервис" РИЦ 167 Общероссийской Сети Консультант Плюс