Консультант Плюс г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 25а тел. (343) 228-00-30
Внимание! Работает горячая линия!
-заказать прайс, купить систему: (343) 228-00-38
- заказать документ: (343) 228-00-36
- техническая поддержка: (343) 228-00-37
Консультант Плюс
-Как выбрать систему
-Пакетные поставки систем
Покупка
-Заказать прайс-лист
-Заказать демо-версию
Сопровождение
-Заказать документ
-Поддержка системы
-Обучение работе с системой
Для наших клиентов
-Семинары
-Круглые столы
-Консультации аудитора
-Консультации юриста
-Консультации по кадрам
-Прямой диалог c ФСС РФ
-Бюллетень КонсультантПлюс
-Журнал «Главная книга»
-Журнал «Точка отчета»
-Тематические сборники
-Еженедельный обзор
-Подписка на рассылки
-Производственный календарь
Архив
-Прямой диалог c ФНС России
-Прямой диалог c ПФР Св.обл
-Интернет-интервью
О компании
-Наши координаты
-Наши реквизиты
-Написать нам
-Отзывы клиентов
-Вакансии
Поиск на сайте

Вопрос о налогообложении компенсационных выплат работникам организаций (применение п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК РФ)

Вопрос:

Налогообложение выплат для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (по тексту – тяжелые).

Ответ:

С учетом представленного мнения* финансового директора организации, в котором достаточно подробно раскрыт вопрос о начислении ЕСН и НДФЛ на выплаты компенсаций и предоставлении дополнительных отпусков сотрудникам организации занятым на работах с вредными условиями труда, считаем необходимым изложить собственную позицию по данному вопросу.

*Мнение финдиректора изложено после ответа на вопрос.

На основании Письма ФНС РФ от 12.10.2007 г. № 04-1-05/002762 «О НДФЛ и ЕСН» следует, что статья 146 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника.

Доплаты:

Из изложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, как это предусмотрено статьей 147 ТК РФ.

Таким образом, к таким доплатам не может применяться п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК РФ, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Компенсации:

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 ТК РФ имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проект соответствующего постановления Правительства РФ об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывается Минздравсоцразвития РФ.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569.

Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК.

 

В связи с изложенным выше Письмом ФНС, а также, учитывая аналогичную позицию Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 г. № 106, приведенную ниже (в позиции автора вопроса), можно сделать следующие обоснованные выводы:

  1. НК РФ не признает выплаты к заработной плате работников, предусмотренные ст.164 ТК РФ – компенсационными. Поэтому такие выплаты подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При этом, надо отметить, что случаи предоставления таких гарантий и компенсаций (перечисленные в ст.165 ТК РФ) по своему смыслу не являются компенсациями, связанными с вредными условиями труда работников, например:
    • при направлении в служебные командировки;
    • при переезде на работу в другую местность;
    • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.
  2. НК РФ признает выплаты к заработной плате работников, предусмотренные ст.219 ТК РФ – компенсационными. Соответственно, данные выплаты не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При этом отмечаем, что данные выплаты непосредственно связаны с вредными условиями труда работников, по этому, по своему смыслу, являются компенсационными.

    Однако, для того чтобы обоснованно использовать нормы п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ и не начислять на указанные компенсации ЕСН и НДФЛ, необходимо, чтобы данные выплаты были предусмотрены в картах аттестации рабочих мест, имеющихся в организации.
    Обращаем ваше внимание, что в случае если в организации рабочие места не аттестованы то, доплаты за вредные условия труда не относятся к компенсациям, а являются оплатой труда в повышенном размере и облагаются ЕСН и НДФЛ. Данный вывод изложен в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.09.2007 г. № Ф09-7081/07-С2. Таким образом, данные карт аттестации, с нашей точки зрения, и будут являться основополагающим обстоятельством для признания выплат работникам с вредными условиями труда, компенсациями и применении к ним п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ.

    На заметку*
    Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Для этой цели он, в частности, и проводит аттестацию рабочих мест.
    За невыполнение требований законодательства по охране труда, в том числе за отсутствие результатов аттестации рабочих мест, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ контролирующие органы могут наложить административный штраф:
    • на должностное лицо (руководителя или индивидуального предпринимателя) в размере от 500 до 5.000 рублей;
    • на юридическое лицо - от 30.000 до 50.000 рублей.
  3. Помимо прочего, необходимо составить перечень выплат компенсационного характера, на основании данных карт аттестации и закрепить его в Коллективном договоре. В последствии, рекомендуем предусматривать такие компенсации в трудовых договорах с работниками, условия труда которых являются вредными. При этом, отметим, что в трудовом договоре не достаточно сделать ссылку на локально-нормативный акт, предусматривающий такие компенсации. Необходимо поименовать (перечислить) в трудовом договоре (индивидуально - по указанной в договоре должности) все компенсации, предполагающиеся к выплате вашему работнику.

    По нашему мнению, данные обстоятельства могут являться достаточным основанием для предупреждения нежелательных налоговых последствий, связанных с применением организацией норм п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ.
*****

С вопросом о сроках проведения данных мероприятий в рамках организации, рекомендуем определиться самостоятельно.

 

*Мнение Финдиректора ООО «С»:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ устанавливает освобождение от налогообложения:

1/ЕСН

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

  1. Не подлежат налогообложению:
    2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
    • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
    • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

2/НДФЛ

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Обращаем внимание, что в НК РФ прямо не установлен перечень компенсаций за работу в тяжелых условиях труда и необходимым условием, чтобы выплаты освобождались от налогообложения ЕСН и НДФЛ, они должны быть установлены действующим законодательством.

Рассмотрим вопрос: Установлены ли Законодательством компенсации за тяжелые условия труда.

  1. Основные понятия и определения

    А) Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.( Статья 164 ТК РФ).

    Б) Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). (Статья 129 ТК РФ).
  2. Трудовой Кодекс РФ.

    Особенные права при работе в тяжелых и (или) вредных условиях труда - в ТК РФ.

    Раздел X. ОХРАНА ТРУДА

    Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

    Каждый работник имеет право на:

    …компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

    В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

По тексту ТК установлены:

  • Сокращенная продолжительность рабочего времени (Статья 92 ТК). Раздел IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 117 ТК). Раздел V. ВРЕМЯ ОТДЫХА
  • Оплата в повышенном размере (Статья 146, 147 ТК) - Раздел ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Обращаю внимание, в Разделе VII. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ – не установлены гарантии и компенсации для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.

 

ВЫВОД. На мой взгляд, Законодатель, прописав права работников на компенсации, прямо не поименовав их в Разделе «Гарантии и Компенсации» ТК РФ, дал возможность разночтений для налогоплательщиков и органов.

В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА":

  1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
    • сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
    • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
    • повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
  2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Таким образом, на мой взгляд, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 решает коллизии законодательства и устанавливает Компенсации предусмотренные статьей 219 ТК РФ, однако необходимо дождаться нормативного Акта Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Срок установлен 06.06.2009 (срок вступления Постановления- 06.12.2008).

 

И все-таки, вопрос остается спорным:

Во-первых - это сами определения: заработная плата и компенсация, установленные ТК РФ. Ведь в соответствии со ст129 ТК РФ заработной платы включает:

1/ вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также 2/компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и 3/стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть Законодатель предусмотрел, что элементом заработной платы являются компенсационные выплаты. А заработная плата облагается НДФЛ и ЕСН.

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.( Статья 164 ТК РФ). (Напомним, что ст.165 ТК компенсации установлены:

  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с обучением;
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора;
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
  • в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Во-вторых, доплаты и надбавки за вредные условия труда в полном размере учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пункту 3 статьи 255 НК РФ при расчете налога на прибыль. То есть, ЕСН и НДФЛ прямо не устанавливают, а Прибыль прямо устанавливает, что доплаты за вредные условия труда – считать ОПЛАТОЙ ТРУДА.

Такая позиция (отказ) основана на рассмотрении обзора ВАС

Выдержка из ИНФОРМАЦИОННОГО ПИСЬМА Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106<ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ВЗЫСКАНИЕМ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА.

«4. Компенсационные выплаты, являющиеся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации элементами оплаты труда, учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

По смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.

В отличие от них компенсации, определенные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не охватываются указанной нормой НК РФ и в соответствии с пунктом 1 статьи 236 этого Кодекса образуют объект обложения единым социальным налогом. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда исходя из статьи 255 НК РФ.

 

Однако необходимо отметить, что и информационной базе есть обнадеживающее письмо Минфин РФ от 12 октября 2007 г. N 04-1-05/002762 «О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ»

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Следует отметить, что статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника. Из изложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, как это предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса.

Таким образом, к таким доплатам не может применяться пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. [Примечание ФИВ. Минфин рассматривает доп. выплаты и компенсации, как разные выплаты, однако. Постановлением Правительства РФ от 20.11.08 №870 – установлено, что к компенсациям относится повышение оплаты труда].

Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывается Минздравсоцразвития России.

 

Примечание ФИВ. В настоящее время компенсации установлены выше приведенным постановлением РФ РФ от 20.11.2008 N 870

 

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".

Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса И.Ф.ГОЛИКОВ

Примечание ФИВ. Лицо, не уполномоченное для официальных разъяснений.

 

ВЫВОДЫ.

  1. Можно побиться за льготы по основанию 1/Статья 3 НК РФ часть 7. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)»
    1. Получить ответ от УФНС по Свердловской области. Основание. Статья 111 НК РФ. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
    1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
    3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа)…;
  2. Провести мероприятия на предприятии.
    1. Утвердить локальным актом перечень соответствующих работ.
    2. Провести аттестацию рабочих мест с определением конкретных размеров компенсационных выплат за вредные условия труда в соответствии ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2007 N 10577, Введен в действие с 01.09.2008года).
    3. Установить локальным Актом (в коллективном договоре либо Приложением с учетом мнения СТК). Статья 41 ТК РФ. «В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций».
    4. Фиксировать вид и размеры компенсаций в трудовом договоре. Статья 57 ТК РФ «В трудовом договоре указываются: компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте».

  3. Целесообразные сроки начала мероприятий после 06.06.2009 г., т.к., в соответствии, с п.2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 8702 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
*****

На нашем предприятии в расчетных листках и соответственно в сводной ведомости по заработной плате отдельной строкой выделяется «доплата за вредность». Размер доплаты установлен в % к тарифной ставке, должностному окладу.

Действует Положение о системе доплат и надбавок к тарифным ставкам рабочих и должностным окладам служащих. В Коллективном договоре доплата за вредность отражена п.3.8.. В трудовых договорах работников указан конкретный размер доплаты за вредность. Согласно Положению за работы с тяжелыми и вредными условиями труда предусмотрена доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда для рабочих и служащих, поименованных в Перечне профессий. В настоящее время действуют следующие доплаты:

  • Мастер, старший мастер ПУ – 12%,
  • Плавильщик ПУ – 12%,
  • Слесарь-ремонтник – 8%,
  • Штукатур-маляр – 4 %,
  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования – 4%,
  • Машинист экскаватора – 4%,
  • Плавильщик лаборатории – 4%,
  • Контролер продукции– 4%,
  • Слесарь КИПиА – 4%,
  • Электрогазосварщик – 8%.
Семинарывсе
16 октября 2020г. состоялся семинар «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг 44-ФЗ». Автор и ведущий семинара Дубских Виктор Николаевич, к.э.н, доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» РАНХиГС. Директор ООО Аудиторской фирмы «Тотал – Аудит», практикующий аудитор. Регистрация на семинар доступна в ЛК или по тел. (343) 228-00-37 Количество мест ограничено! В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией наличие маски на семинаре ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Подробнее...
Круглые столы
13 ноября 2020г. состоится круглый стол «Прекращение обязательств: новеллы главы 26 ГК и Правовые позиции судов. Новое Постановление Пленума Верховного Суда от 11 июня 2020 года №6». Автор и ведущий - Извеков Станислав Сергеевич, к.ю.н., доцент кафедры финансового права УрГЮУ, руководитель общественной приемной аппарата Уполномоченного по правам человека СО. Круглый стол будет проходить в формате ВЕБИНАРА на платформе Zoom. Ссылка для подключения будет добавлена в Личный кабинет. Подробнее...
Консультации аудиторавсе
Аттестованный налоговый консультант Гусельников Роман Вячеславович отвечает на вопросы.
23.10.2020: У некоторых сотрудников организации в трудовых договорах прописана компенсация санаторно-курортного лечения и стоимости медицинских услуг, у некоторых - нет. Какой порядок налогообложения НДФЛ и страховыми взносами такой компенсации? Ответ...
16.10.2020: В отчете СЗВ-ТД не указали предыдущее кадровое действие по сотруднику (например, увольнение указали, а предыдущее кадровое действие не указали). Из Пенсионного фонда пришел запрос о предоставлении верных сведений. Как правильно подать уточненные данные? Ответ...
Консультации по кадрамвсе
Консультант по кадровым вопросам Скобцова Валентина Петровна отвечает на вопросы.
29.10.2020: В связи с празднованием профессионального праздника работники были награждены Почетными грамотами, Благодарственными письмами от Главы города, от Администрации города. Правильно ли будет вносить записи о награждении в ТК? Надо ли указывать предприятие вначале записи? Ответ...
22.10.2020: Работник уволен по сокращению. Суд восстанавливает работника. С какого числа его нужно будет восстановить в штате, если должности уже нет (сокращена)? Ответ...
Консультации юриставсе
Юристы нашей компании предлагают помощь в решении юридических вопросов. Задать вопрос можно заполнив форму на сайте.
16.10.2020: Подскажите, есть ли перечень профессий, подлежащих обязательному психиатрическому освидетельствованию? Ответ...
09.10.2020: Имеется договор уступки права требования между двумя физическими лицами. Исполнительный лист выписан на цедента. Приставам не подавался. Часть денег взыскана через предъявление в Банк должника. Лист на руках. Как сделать цессионария взыскателем? Через требования в суде по Заявлению о договоре уступки права требования с выдачей нового исполнительного листа с указанием цессионария взыскателем?? Или вносить изменения в старый лист после вступления в силу Определения о замене цедента цессионарием? Ответ...
Интервью Консультант Плюсвсе
14 ноября 2017 года состоялось интернет-интервью с Л.А. Юхневичем, руководителем ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие": "Электронное правосудие - будущее российской судебной системы".
22 августа 2017 года состоялось интернет-интервью с О.В. Сперанским, директором правового департамента Минстроя России: "СРО в сфере строительства: создание национального реестра специалистов и другие изменения действующего законодательства".
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Все права принадлежат ООО "КонсультантПлюсСервис" РИЦ 167 Общероссийской Сети Консультант Плюс