Консультант Плюс г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 25а тел. (343) 228-00-30
Внимание! Работает горячая линия!
-заказать прайс, купить систему: (343) 228-00-38
- заказать документ: (343) 228-00-36
- техническая поддержка: (343) 228-00-37
Консультант Плюс
Покупка
Сопровождение
Для наших клиентов
Архив
О компании
Поиск на сайте

О проведении инвентаризации товаров в рамках посреднических договоров

Описание ситуации:

ООО (комитент) передает товары на комиссию ИП. ООО предоставляет ИП своих сотрудников в аренду, зарплату начисляет ООО. Проводится ежемесячная инвентаризация этих товаров.

Вопрос:

Как провести результаты инвентаризации у комитента? Удерживает ли ООО недостачу с сотрудников? Если да, то как оформить? Приказ об инвентаризации и инвентаризационную опись издает и составляет комитент или комиссионер?

Ответ:

Недостача товара может произойти в результате хищения, потери, пожара, аварии, стихийного бедствия и при других обстоятельствах. При ответе на ваш вопрос будем исходить из того, что недостача товара произошла в результате хищения.

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (п.1 ст.996 ГК РФ).

Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента (п.1 ст.998 ГК РФ).

Таким образом, при выявлении недостачи товара, принятого на комиссию, у комиссионера возникает обязанность возместить комитенту стоимость похищенного товара.

Для подтверждения факта недостачи проводится инвентаризация товаров с оформлением сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (унифицированная форма №ИНВ-19, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. №88).


У комиссионера: на счете 004 «Товары, принятые на комиссию» принятые на комиссию товары учитываются в ценах, указанных в актах приемки-передачи. При выявлении недостачи товара необходимо сделать запись:

Кредит 004 - списана стоимость похищенного товара.

Для отражения в бухгалтерском учете задолженности перед комитентом следует применять соответствующие субсчета счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

Дебет 76/«Расчеты по возмещению ущерба» - Кредит 76/«Расчеты с комитентом» - признана задолженность перед комитентом (на стоимость похищенного товара);

Дебет 76/«Расчеты с комитентом» - Кредит 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» - возмещена стоимость недостающего товара.


У комитента: для отражения в бухгалтерском учете списания стоимости утраченных товаров используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

Дебет 94 - Кредит 45 - списывается балансовая стоимость утраченных товаров;

Дебет 76/«Расчеты с комиссионером» - Кредит 94 - отражена задолженность комиссионера по возмещению причиненного ущерба в сумме балансовой стоимости утраченных товаров;

Дебет 51 - Кредит 76 - поступили деньги от комиссионера в возмещение ущерба (на стоимость похищенного товара в ценах, указанных в актах приемки-передачи);

Дебет 76 - Кредит 91/«Прочие доходы» - в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99) отражена разница между балансовой стоимостью утраченных товаров и суммой, возмещаемой комиссионером.


Учитывая, что комиссионер собственного персонала не имеет, а обстоятельства предоставления комитентом персонала в аренду являются отношениями между двумя лицами (комитент получает доход от передачи персонала в аренду, при этом указанный персонал, по сути, не участвует в хозяйственных операциях последнего, а полностью занят в деятельности комиссионера), можно предположить, что ни комитент, ни комиссионер не вправе взыскать недостачу товара с сотрудников предоставленных в аренду. Однако, несмотря на данное мнение, указанный вопрос остается спорным и требует судебного разрешения.

Принимая во внимание общие разъяснения по поводу проведения инвентаризации и оформлению ее результатов, необходимо отметить, что все организации обязаны ее проводить, т.е. в данном случае и комиссионер и комитент. Приказы о проведении инвентаризации и документальные результаты ее проведения оформляются обоими лицами.

На заметку!

Вопрос о восстановлении НДС до настоящего времени является спорным.

По мнению налоговых органов и Минфина России, суммы налога, ранее принятые к вычету по утраченным товарам, подлежат восстановлению, поскольку они фактически не были использованы при осуществлении операций, облагаемых НДС (Письма Минфина России от 14.08.2007 г. №03-07-15/120, от 18.11.2005 г. №03-04-11/308).

Однако исчерпывающий перечень случаев восстановления НДС (п.3 ст.170 НК РФ) не включает такое основание, как списание товаров в результате их уничтожения, порчи, хищения и др.

Таким образом, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС, ранее предъявленных к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектами налогообложения, но впоследствии не использованным в этих операциях в связи с недостачей товара.

Такую позицию поддерживают большинство судов (Решение ВАС РФ от 23.10.2006 г. №10652/06, Постановления ФАС Поволжского округа от 15.03.2007 г. №А55-9182/06-43, Северо-Западного округа от 25.04.2007 г. №А56-27228/2006, Центрального округа от 28.03.2007 г. №А48-4688/06-19).

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае оснований для восстановления комитентом НДС по утраченному товару нет. Однако данная позиция, возможно, приведет к спорам с налоговыми органами.

Учитывая позицию судов и принимая во внимание то, что согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, считаем, что у вашей организации есть большие шансы отстоять данную позицию в суде.

Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)
Семинарывсе
15 апреля 2021г. состоялся онлайн-семинар «Правила применения ФСБУ: ФСБУ 5/2019 «Запасы», ФСБУ 6/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 26/2020 «Основные средства», ФСБУ 25/2018 «Аренда». Рекомендации БМЦ по применению новых стандартов». Автор и ведущий - Новикова Татьяна Александровна, к.э.н., налоговый консультант, преподаватель УМЦ при ФНС России, доцент МГУУ Правительства Москвы. Ссылка для подключения добавлена в Личный кабинет. Подробнее...
Круглые столы
22 апреля 2021г. состоится круглый стол «НДС в 2021 году: изменения и сложные вопросы уплаты и декларирования». Автор и ведущий - Найдёнов Евгений Владиславович, руководитель департамента налогового аудита ООО «Бизнес аудит», налоговый консультант, аттестованный аудитор, аттестованный преподаватель ИПБ России. Круглый стол будет проходить в офлайн формате, но возможность посмотреть его онлайн остается. Количество мест ограничено. Подробнее...
Зарегистрироваться на круглый стол
Консультации аудиторавсе
Аттестованный налоговый консультант Гусельников Роман Вячеславович отвечает на вопросы.
09.04.2021: Физическое лицо из Казахстана планирует купить у нас (юр. лицо) авто. Мы с ним заключаем договор купли-продажи. Можем ли мы выставить счет-фактуру с НДС 0%? Ответ...
02.04.2021: Организация приобретает спецодежду. ФСБУ 6/2020 "Основные средства" не применяем досрочно. В связи с применением ФСБУ 5/2019 "Запасы" как учитывать в бухгалтерском учете спецодежду сроком более 12 месяцев? Ответ...
Консультации по кадрамвсе
Консультант по кадровым вопросам Скобцова Валентина Петровна отвечает на вопросы.
15.04.2021: Как правильно составить график отпусков? Ответ...
08.04.2021: В табеле рабочего времени насколько важно точное указание отработанных часов работником, вплоть до сотых долей? Ответ...
Консультации юриставсе
Юристы нашей компании предлагают помощь в решении юридических вопросов. Задать вопрос можно заполнив форму на сайте.
31.03.2021: Может ли заказчик требовать штраф за нарушение исполнения обязательства при исполнении договора путем предъявления банковской гарантии на обеспечение гарантийных обязательств, а не банковской гарантии на обеспечение исполнения договора? Ответ...
24.03.2021: Какие документы, помимо формы Р13014 необходимо предоставить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию), при открытии филиала Общества? Ответ...
Интервью Консультант Плюсвсе
14 ноября 2017 года состоялось интернет-интервью с Л.А. Юхневичем, руководителем ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие": "Электронное правосудие - будущее российской судебной системы".
22 августа 2017 года состоялось интернет-интервью с О.В. Сперанским, директором правового департамента Минстроя России: "СРО в сфере строительства: создание национального реестра специалистов и другие изменения действующего законодательства".
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Все права принадлежат ООО "КонсультантПлюсСервис" РИЦ 167 Общероссийской Сети Консультант Плюс