Консультант Плюс г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 25а тел. (343) 228-00-30
Внимание! Работает горячая линия!
-заказать прайс, купить систему: (343) 228-00-38
- заказать документ: (343) 228-00-36
- техническая поддержка: (343) 228-00-37
Консультант Плюс
-Как выбрать систему
-Пакетные поставки систем
Покупка
-Заказать прайс-лист
-Заказать демо-версию
Сопровождение
-Заказать документ
-Поддержка системы
-Обучение работе с системой
Для наших клиентов
-Семинары
-Круглые столы
-Консультации аудитора
-Консультации юриста
-Консультации по кадрам
-Прямой диалог c ФСС РФ
-Бюллетень КонсультантПлюс
-Журнал «Главная книга»
-Журнал «Точка отчета»
-Тематические сборники
-Еженедельный обзор
-Подписка на рассылки
-Производственный календарь
Архив
-Прямой диалог c ФНС России
-Прямой диалог c ПФР Св.обл
-Интернет-интервью
О компании
-Наши координаты
-Наши реквизиты
-Написать нам
-Отзывы клиентов
-Вакансии
Поиск на сайте

Простой или застой!

Простой или застой!

Многочисленные запросы о возможности оформления простоя побудили нас написать статью на эту тему. Оговоримся изначально, что данная статья не является прямым руководством к действию, а исключительно нашим мнением. Официальных разъяснений контролирующих органов, которые бы однозначно проливали свет на данную ситуация не опубликовано, поэтому стоит самостоятельно на свой страх и риск «толковать», «истолковывать», «додумывать».

Необходимо начать с понятия «простой». В соответствии с ч.3 ст.72.2 ТК РФ простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Сложившиеся обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса и принимаемыми властями мерами, в целом соответствуют понятию простоя, приведенному в данной статье.

С 30 марта по 30 апреля 2020 г. включительно введены нерабочие дни с сохранением за работниками зарплаты (Указы Президента РФ от 25.03.2020 №206 и от 02.04.2020 №239, далее - Указы). Понятие нерабочих (не праздничных) дней в ТК РФ не закреплено. При этом официальные разъяснения о том, в каком именно порядке работодателю нужно оформлять остановку работы, отсутствуют. В частности, нет запрета объявлять простой в этой ситуации. Таким образом, введение простоя в рассматриваемой ситуации допустимо и не противоречит требованиям законодательства.

Малочисленные разъяснения Онлайнинспекции.рф, при ответах на вопросы граждан, также дают нам понимание, что введение простоя возможно, главное, чтобы имело место фактическое приостановление деятельности какого-либо структурного подразделения или всей организации в целом.

Казалось бы все однозначно. Понятие простой соответствует сложившейся ситуации в стране и соответственно и так «нагруженный» работодатель может на какое-то время выдохнуть хотя бы в части оплаты работникам. Ведь простой как мы знаем, предполагает оплату в размере 2/3 от заработка работника. Однако не стоит забывать, что Президент РФ в своих Указах обязал всех работодателей, на которых распространяется действие Указов сохранить за работником заработную плату. Кто- то скажет: « простой ведь подразумевает оплату труда работника, только в меньшем размере, соответственно заработок сохраняется, положения Указа соблюдается» и это, по нашему мнению, будет ошибочно, поскольку сохранение заработной платы означает, сохранение ее в полном объеме. Подтверждение тому нормы ст. 22 ТК РФ, которая прямо указывает: «Работодатель обязан: выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами». Более того, Минтруд в п.1 Письма от 26.03.2020 г. № 14-4/10/П-2696 разъясняет: «Таким образом, наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам».

В связи с вышеизложенным, возникает закономерный вопрос: то, что простой возможен понятно, но кому разрешено его вводить и как в таком случае оплачивать?

Начнем с того, что вводить простой никому не запрещено, да и ситуация в стране более чем «благоприятная» для его введения. Однако Указы Президента распространяются не на все организации, соответственно, те организации, которые не подпадают под действие Указов, могут спокойно вводить простой и совершать оплату в размере 2/3 от заработка работника. При условии, если смогут обосновать временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (имеются ввиду организации медицинские, аптечные, организации, обеспечивающие товарами первой необходимости и т.д). В свою очередь, организации, на которые распространяется режим нерабочих дней, также могут объявить о простое, однако в отличие от вышеназванных организаций они не имеют право снижать заработную плату работникам, иначе это будет противоречить вышеназванным Указам Президента. И здесь уже работодателям решать стоит ли в таком случае вообще объявлять простой, если работодатель не сможет понизить свои затраты. Напомним, что оплата в меньшем размере (2/3 оклада или ставки) может повлечь для работодателя следующие риски:

  • административная ответственность по ч.6,7 ст.5.27 КоАП РФ при неправильной оплате простоя, если работник получит меньше, чем ему положено.
  • административная ответственность по ст.19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в орган службы занятости информации о простое;

Таким образом, если на вас распространяется режим нерабочих дней, установленных Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239, то за работниками необходимо сохранить зарплату в полном объеме даже при объявлении простоя. Следует также учитывать, что ораны субъекта РФ в соответствии с Указами Президента имеют право расширить перечень организаций, на которых не распространяется режим нерабочих дней в связи с пандемией.

Уделим немного внимания порядку оформления простоя.

Сам порядок оформления законом не определен. На практике оформляют приказ о простое, не смотря на то, что такой приказ законом прямо не предусмотрен, его оформление помогает не только зафиксировать введение простоя, но и назначить лиц, ответственных, в частности, за уведомление работников о введении простоя, его прекращении, определить очередность отправления отдельных работников в простой. Форма приказа произвольная, так как нормативной нет. В нем рекомендуем зафиксировать, в частности: основание (причины) издания, круг работников, кому объявлен простой, срок простоя, вид простоя, порядок оплаты простоя, другую информацию, которую посчитаете нужной. Хочется отметить, что ситуация в стране служит, как правило, причиной для простоя по не зависящим от работодателя и работников обстоятельствам. Но если эпидемия, не причем, и работодатель мог обеспечить работников работой, но ничего не предпринял (например, не отремонтировали оборудование для работы) - лучше объявить простой по вине работодателя.

Информацию о введении простоя советуем довести до сведения работников под подпись. Как правило, работники ставят свою подпись в листе ознакомления с приказом.

Рекомендуем во всех случаях введения простоя (как для всей организации, так и когда отправляете в простой только часть подразделений, работников) уведомить об этот орган службы занятости. Сделайте это письменно в течение трех рабочих дней после издания приказа о простое (п.2 ст.25 Закона о занятости, п.6 Письма Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1). Форма уведомления - произвольная, так как нормативно установленной нет. Если неизвестны контакты органа службы занятости, к которому вы относитесь, можно воспользоваться интернет-порталом Роструда https://trudvsem.ru/czn.

Если организация готова возобновить работу, в том числе из-за нормализации эпидемиологической ситуации в регионе, то для отмены простоя также издается приказ в произвольной форме, с которым при выходе на работу работники также должны быть ознакомлены под подпись.

В заключении хочется отметить, что, к сожалению, на сегодняшний день в условиях «законодательной неопределенности», работодателю приходится брать на себя львиную долю ответственности при принятии решений организационного характера, что закономерно может привести к ошибкам в толковании норм права. В связи с этим при принятии решений о введении простоя и не только, мы настоятельно рекомендуем обращаться за разъяснениями в контролирующие органы. Данные действия с большей долей вероятности помогут предотвратить обращения ваших работников в Трудовую инспекцию и, как следствие, внеплановые проверки, штрафы, а также возможные суды по восстановлению на работе с оплатой вынужденного прогула.

Желаем Вам удачи!

Одновременно сообщаем, что данный материал выражает частное мнение специалистов, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в понимании отличающемся от трактовки, изложенной выше.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)

С Уважением, Специалисты Линии консультаций.

Статью подготовила:

Липилина Т.В.
Юрист Линии консультаций;
Проверил:
Гусельников Р.В.
Руководитель Линии консультации

20.04.2020

Семинарывсе
16 октября 2020г. состоялся семинар «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг 44-ФЗ». Автор и ведущий семинара Дубских Виктор Николаевич, к.э.н, доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» РАНХиГС. Директор ООО Аудиторской фирмы «Тотал – Аудит», практикующий аудитор. Регистрация на семинар доступна в ЛК или по тел. (343) 228-00-37 Количество мест ограничено! В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией наличие маски на семинаре ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Подробнее...
Круглые столы
13 ноября 2020г. состоится круглый стол «Прекращение обязательств: новеллы главы 26 ГК и Правовые позиции судов. Новое Постановление Пленума Верховного Суда от 11 июня 2020 года №6». Автор и ведущий - Извеков Станислав Сергеевич, к.ю.н., доцент кафедры финансового права УрГЮУ, руководитель общественной приемной аппарата Уполномоченного по правам человека СО. Круглый стол будет проходить в формате ВЕБИНАРА на платформе Zoom. Ссылка для подключения будет добавлена в Личный кабинет. Подробнее...
Консультации аудиторавсе
Аттестованный налоговый консультант Гусельников Роман Вячеславович отвечает на вопросы.
30.10.2020: В апреле 2017 года предприятием была получена предоплата. На полученный аванс был выписан авансовый счет-фактура и зарегистрирован в книге продаж за 2 квартал 2017 г. В августе 2020 предприятие возвратило этот аванс покупателю. Может ли предприятие получить вычет в связи с возвратом денежных средств в августе 2020 года (по истечению свыше 3 х лет) и есть ли налоговые риски при отражении в за 3-м квартале 2020 авансового счета-фактуры от 2017 года? Ответ...
23.10.2020: У некоторых сотрудников организации в трудовых договорах прописана компенсация санаторно-курортного лечения и стоимости медицинских услуг, у некоторых - нет. Какой порядок налогообложения НДФЛ и страховыми взносами такой компенсации? Ответ...
Консультации по кадрамвсе
Консультант по кадровым вопросам Скобцова Валентина Петровна отвечает на вопросы.
29.10.2020: В связи с празднованием профессионального праздника работники были награждены Почетными грамотами, Благодарственными письмами от Главы города, от Администрации города. Правильно ли будет вносить записи о награждении в ТК? Надо ли указывать предприятие вначале записи? Ответ...
22.10.2020: Работник уволен по сокращению. Суд восстанавливает работника. С какого числа его нужно будет восстановить в штате, если должности уже нет (сокращена)? Ответ...
Консультации юриставсе
Юристы нашей компании предлагают помощь в решении юридических вопросов. Задать вопрос можно заполнив форму на сайте.
16.10.2020: Подскажите, есть ли перечень профессий, подлежащих обязательному психиатрическому освидетельствованию? Ответ...
09.10.2020: Имеется договор уступки права требования между двумя физическими лицами. Исполнительный лист выписан на цедента. Приставам не подавался. Часть денег взыскана через предъявление в Банк должника. Лист на руках. Как сделать цессионария взыскателем? Через требования в суде по Заявлению о договоре уступки права требования с выдачей нового исполнительного листа с указанием цессионария взыскателем?? Или вносить изменения в старый лист после вступления в силу Определения о замене цедента цессионарием? Ответ...
Интервью Консультант Плюсвсе
14 ноября 2017 года состоялось интернет-интервью с Л.А. Юхневичем, руководителем ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие": "Электронное правосудие - будущее российской судебной системы".
22 августа 2017 года состоялось интернет-интервью с О.В. Сперанским, директором правового департамента Минстроя России: "СРО в сфере строительства: создание национального реестра специалистов и другие изменения действующего законодательства".
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Все права принадлежат ООО "КонсультантПлюсСервис" РИЦ 167 Общероссийской Сети Консультант Плюс