тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 03:48

Организация парковки бюджетным учреждением

Описание ситуации: Организация парковки бюджетным образовательным учреждением.

Вопрос: Может ли бюджетное учреждение оказывать услуги парковки? Все имущество передано бюджетному учреждению в оперативное управление?

Ответ: Бюджетное учреждение может организовать платную парковку, если это не противоречит уставным целям и разрешено уставом.

Обоснование: Помимо основной деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять и иную приносящую доход деятельность, если (абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ):

  • это служит достижению целей, ради которых создано учреждение;
  • соответствует этим целям (не противоречит им);
  • право заниматься такой деятельностью указано в учредительных документах учреждения.

Значит, у бюджетной организации есть универсальная "шпаргалка", с помощью которой можно определить, имеет ли она право заниматься определенным видом дополнительной деятельности. Для этого придерживайтесь следующего алгоритма.

Шаг 1. Изучаем устав (учредительный документ) учреждения.

  • Какие цели создания учреждения в нем указаны?
  • Есть ли разрешение на осуществление дополнительных (в том числе платных) видов деятельности? Если да, то конкретизированы ли они (перечислены все разрешенные виды деятельности) или просто содержится "общее разрешение", без уточнения?

Если дополнительная деятельность разрешена, продолжаем анализ.

Шаг 2. Определяем, какова суть планируемой дополнительной цели деятельности, как она соотносится с уставными целями учреждения, не противоречит ли им.

Бюджетное учреждение вправе оказывать дополнительные услуги, только если это не противоречит его основной деятельности. Например, образовательная организация, призванная обучать и воспитывать детей, не может открыть на свой территории букмекерскую контору, но вправе оказывать дополнительные образовательные услуги (в том числе дополнительные секции, кружки).

Шаг 3. Позволяет ли "режим" использования имущества вести планируемую деятельность? Возможны какие-либо изменения, касающиеся имущества организации (например, отчуждение имущества в результате такой деятельности)?

На данном этапе определяется:

  • какое конкретно имущество будет использоваться и в чем заключается это использование;
  • будет учреждение самостоятельно оказывать какие-либо услуги или через посредника, планируется ли заключение договоров с третьими лицами (например, о предоставлении имущества учреждения в аренду);
  • требуется ли согласие собственника на такую деятельность. А если используется земельный участок - то допускает ли разрешенный вид использования участка подобную деятельность; и т.п.

В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на это, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Как определить, требуется ли согласие собственника? Этот вопрос заслуживает отдельного разговора, здесь отметим лишь, что все зависит от того, заключаются ли какие-либо сделки в отношении имущества организации. Например, предоставление недвижимого имущества (или его части) в аренду потребует согласия собственника.

Важно! Отсутствие согласия собственника (учредителя), если таковое требуется, может привести в дальнейшем к признанию сделки по распоряжению имуществом недействительной.

Таким образом, бюджетное учреждение может организовать платную парковку, если:

а) это не противоречит уставным целям;

б) разрешено уставом.

При этом если в отношении имущества не будут заключаться "распорядительные" сделки, например договор аренды, то по общему правилу согласие собственника не потребуется. Между тем для минимизации риска уведомить собственника и получить его согласие все-таки стоит - это снизит вероятность споров с учредителем и контролирующими органами.

Что касается образовательного учреждения:

В действующем Законе об образовании прямо не указано на возможность ведения образовательным учреждением предпринимательской деятельности. Он позволяет получать доход от оказания платных образовательных услуг (ст. 101 Закона об образовании), осуществления присмотра и ухода за детьми (ст. 65 Закона об образовании). Кроме этого, образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием) (п. 5 ст. 28 Закона об образовании).

Прямо Законом не запрещено включение в устав образовательной организации иных видов деятельности, не связанных с образованием и направленных на получение дохода. При условии включения в устав и согласования с учредителем пункта об осуществлении приносящей доход деятельности, в том числе и об организации круглосуточной платной автостоянки, учреждение может организовать такую деятельность. Но одновременно с этим данному учреждению вместе с учредителем надо быть готовым и к судебным разбирательствам, поскольку предоставление услуг автостоянки вряд ли можно отнести к тому виду деятельности, ради которого создано образовательное учреждение.

КонсультантПлюс Сервис О компании
Информация на сайте не является публичной офертой
Разрешается любое копирование
Описание системы Обучение работе О нас
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Контакты
Поиск по сайту Написать нам