Описание ситуации:
У нас сменился директор. Предприятие пока еще не внесло соответствующие изменения в Устав Общества. В налоговую инспекцию мы подготовили заявление по форме Р14001 в новой редакции. Налоговые органы выдали нам решение об отказе, ссылаясь на п.2 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и указала, что у нас отсутствует «Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации».
Вопрос:
Каким образом необходимо заполнить заявление по форме Р14001, и может ли налоговая инспекция отказать в регистрации изменений, в случае временного не приведения Устава общества в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ.
Ответ:
Согласно подп.2 п.3 ст.40 Закона об ООО, директор является лицом, которое без доверенности действует от имени общества. Сведения о таком лице содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (подп. «л» п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», (далее по тексту - Закон №129-ФЗ). Поэтому в регистрирующий орган необходимо направить данные о новом директоре. Для этого Закон отводит три дня с даты этого события (п.5 ст.5 Закона №129-ФЗ).
Персональные данные директора не отражаются в учредительных документах, поэтому при изменении в ЕГРЮЛ сведений о руководителе госпошлина не уплачивается. На основании п.2 ст.17 Закона №129-ФЗ в регистрирующий орган представляется заявление по форме №Р14001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. №439. В нем заполняются разд. 1 - 7 и лист Б (Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 г. №САЭ-3-09/16@). Представление незаполненных листов к заявлению не требуется.
При этом данное заявление должно быть подписано заявителем. Заявление может подписать как новый, так и уволенный директор. Последний считается «иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности», поскольку сведения о нем на момент подачи заявления в ЕГРЮЛ сохраняются. Если же заявителем выступает вновь избранный руководитель, то к заявлению прилагается протокол о его избрании (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 24.04.2006 г. №09-14/32298, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 г. №А56-55128/2005).
Нарушение трехдневного срока для информирования о смене руководителя является административным правонарушением. Согласно п.3 ст.14.25 КоАП оно влечет предупреждение или штраф в размере 5000 руб.
Иногда считают, что директор обретает право подписи с даты внесения о нем сведений в ЕГРЮЛ. Это ошибочное мнение, не основанное на нормах законодательства РФ. Директор обладает полномочиями в силу решения собственников, а процедура сообщения о нем в налоговый орган носит уведомительный характер.
Таким образом, учитывая приведенные выше разъяснения, для подачи заявления по форме Р14001, необходимо:
- заполнить соответствующие графы указанной формы, касающиеся данных об обществе и личности нового директора;
- заверить заявление подписью нового или уволенного директора (по возможности - нового);
- нотариально заверить подпись заявителя.
Отвечая на вторую часть вопроса, обращаем ваше внимание, что случаи отказа в государственной регистрации перечислены в п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ. Такими случаями могут быть, в частности, непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; подписание неуполномоченным лицом заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ и иные случаи.
Согласно абз.2 ст.2 Закона №129-ФЗ, государственной регистрацией признается, в частности, также внесение в ЕГРЮЛ необходимых изменений и иных сведений о юридических лицах.
Случаи отказа в принятии заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, например, по причине временного не приведения Устава общества в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 г. №312-ФЗ, ст.23 Закона №129-ФЗ не предусмотрены.
При этом, в соответствии с п.5 ст.23 Закона №129-ФЗ, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, в отсутствии предусмотренных законодательством случаев отказа в принятии таких заявлений, по нашему мнению, налоговые органы не вправе, отказать организации в принятии заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основаниях, приведенных во второй части вопроса.
Помимо прочего, согласно требованиям п.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №312-ФЗ, Уставы обществ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ до1 января 2010 года.
(С использованием материалов СПС Консультант Плюс)