Описание ситуации:
Мы приобрели в собственность здание под офис. Заменили старые окна на пластиковые, подрядным способом.
Вопрос:
Вопрос 1: Это ремонт? (в договоре прописано, что это демонтаж окон)
Вопрос 2: Как отразить такие операции в БУ и НУ?
Вопрос 3: Подрядчики должны нам предъявить КС-2, КС-3? (они нам предъявили акт выполненных работ на монтаж и товарную накладную).
Ответ:
Ответ на вопрос 1:
Затраты организации, связанные с осуществлением достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, учитываются путем начисления амортизации, на основании ст.257 НК РФ. Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то эти затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно ст.260 НК РФ.
Исходя из практики, контролирующие органы не дают однозначного ответа на вопросы о квалификации затрат и уклоняются от ответа. К примеру, письма Минфина РФ от 13.12.2010 г. №03-03-06/1/772, от 24.03.2010 г. №03-03-06/4/29, от 18.11.2009 г. №03-03-06/1/763, от 26.05.2008 г. №03-03-06/1/332.
Суды в свою очередь, при квалификации затрат исходят из определений представленных в таких строительных документах как:
- Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. №279;
- Ведомственные строительные нормативы «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88(р), утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. №312;
- Письмо Минфина СССР от 29.05.1984 г. №80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».
Например, Постановления ФАС УО от 22.03.2013 г. №Ф09-657/2013 по делу №А50-10427/2012 и от 26.09.2012 г. №Ф09-8895/12 по делу №А47-13588/2011, ФАС СЗО от 18.12.2012 г. по делу №А52-817/2012, ФАС ПО от 18.12.2012 г. по делу №А65-9461/2012 и от 15.05.2012 г. по делу №А55-17326/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 г. №09АП-36735/2012 по делу №А40-82611/12-91-452.
При этом судьи всегда указывают: исключая расходы, налоговый орган должен представить доказательства того, что спорные работы не соответствуют понятию капитального ремонта, а являются реконструкцией, то есть повлекли увеличение общей площади, этажности и объема объекта (изменение основных технико-экономических показателей помещения в целом), затронули несущие (основные) конструкции здания, привели к изменению функционального назначения помещений.
По нашему мнению, для того чтобы затраты на демонтаж и монтаж окон отнести в расходы в качестве ремонта, необходимо, чтобы имеющие документы соответствовали характеру таких работ.
Документами, подтверждающими несение расходов на ремонт, являются:
- договор с подрядной строительной фирмой (исполнителем);
- смета (документ необязательный, но составить его целесообразно, поскольку и налоговые инспекторы, и суды ссылаются на него);
- акт приема-сдачи результатов выполненных работ.
При наличии указанных документов и в случае если организация сможет подтвердить, что замена окон не является реконструкцией или модернизацией (в соответствии с указанными выше строительными документами), а также обосновать необходимость проведения таких работ, то имеются все основания для отнесения таких затрат, в качестве расходов на ремонт.
Ответ на вопрос 2:
В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:
Отражены затраты на ремонт помещения (замена окон), произведенный силами подрядчика Д 26 К 60 (первичный документ - Акт приемки-сдачи выполненных работ)
Произведен расчет с подрядчиком за демонтаж и монтаж окон Д 60 К 51 (первичный документ - Выписка банка по расчетному счету)
Организация, являющаяся плательщиком НДС, принимает НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного подрядчиком (в случае, если последний также является плательщиком этого налога).
Для целей налогообложения прибыли расходы на текущий ремонт офисного здания относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно п.1 ст.260 НК РФ.
Ответ на вопрос 3:
Наличие у заказчика форм №КС-2 и №КС-3 для подтверждения расходов на ремонт не является необходимым условием. Для расходов на текущий ремонт достаточно акта, составленного в произвольной форме.
Напоминаем, что с 01.01.2013 г. унифицированные формы №КС-2 и №КС-3 не являются обязательными к применению. Наличие в договоре условия о выставлении этих форм также не является обязательным.
Однако, если в договоре такое условие имеется, то по нашему мнению, следует его соблюсти, либо составить дополнительное соглашение о составлении акта выполненных работ.
При этом, выставление исполнителем указанных форм, по существу, не должно повлиять на квалификацию понесенных затрат.
Несмотря на такое мнение, данный вопрос остается спорным.
В рассматриваемой ситуации, при выставлении исполнителем акта выполненных работ, в случае если в договоре имеется условие о выставлении форм №КС-2 и №КС-3, рекомендуем составить дополнительное соглашение и согласовать вопрос составления акта выполненных работ.
Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.
(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС Консультант Плюс)