Описание ситуации:
При учреждении ООО учредители (2 физических лица) внесли уставный капитал (20 000 руб.) не денежными средствами:
- новый компьютер стоимостью 20 000 рублей. Документально расходы на приобретение этого компьютера подтверждены квитанцией к приходному кассовому ордеру. Также имеется акт приема-передачи имущества в уставный капитал.
Вопрос:
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту ситуацию? Если отнести этот компьютер на основные средства, то начислять ли амортизацию? Нужно ли облагать этот компьютер налогом на имущество? Можно ли отнести компьютер на материалы?
Ответ:
Отражение этой хозяйственной операции в учете для организации целесообразно прописать в учетных политиках как для целей бухгалтерского, так налогового учетов в разделе об операциях по расчетам участника ООО по вкладам в уставный капитал, а также в разделе учета МПЗ.
Бухгалтерский учет
Дело в том, что с 2006 г. для целей бухгалтерского учета, активы, которые отвечают всем требованиям п.4 ПБУ 6/01, но стоимость которых не превышает 20 000 руб. или иного лимита, установленного в приказе об учетной политике, можно учесть в составе материально-производственных запасов. Другими словами, компьютеры стоимостью не более 20 000 руб. в бухгалтерском учете можно не амортизировать.
Тем самым сэкономить на налоге на имущество.
Налогообложение
Согласно п.1 ст.256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения признается, в частности имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
При этом, вклад учредителя - физического лица в уставный капитал в виде имущества (помимо указанных в запросе подтверждающих документов) следует дооформить актом независимого оценщика. Это необходимо для признания документально подтвержденных расходов в налоговом учете.
Дело в том, что абз.4 подп.2 п.1 ст.277 НК РФ предусмотрено следующее: при внесении в уставный капитал имущества физическими лицами его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации, начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.
В дальнейшем, когда есть две величины:
- затраты на приобретение, подтвержденные документально;
- оценка независимого оценщика;
- … к налоговому учету принимается имущество по меньшей из этих величин.
Отметим, что для целей налога на прибыль затраты по оценке будут учитываться как расход, но не в составе (остаточной) стоимости вносимого имущества.
Таким образом, по нашему мнению, в бухгалтерском учете стоимость имущества менее 20 000 руб. может быть отражена в составе материально-производственных запасов (МПЗ), а в налоговом учете - в качестве материальных расходов - при соответствующем документальном оформлении. Стоимость товаров и сырья (материалов), полученных в оплату доли, учитывается в целях налогообложения в общем порядке: в момент дальнейшей реализации и (или) при списании в производство соответственно (подп.2, 3 п.1 ст.268, п.2 ст.272, абз.1, подп.1 п.3 ст.273 НК РФ).
Проводки*
Следовательно, отражение внесения вклада в уставный капитал в виде МПЗ производится следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Документы |
Отражена задолженность участника по вкладу в уставный капитал |
75-1 |
80 |
Учредительные документы |
Получены МПЗ в уставный капитал |
10 |
75-1 |
Акт приемки-передачи имущества |
Списана стоимость МПЗ, переданных для производственных нужд |
20 (26) |
10 |
Требование-накладная |
***
При этом, если в учетной политике для целей бухгалтерского учета будет прописано, что в составе основных средств признаются активы, стоимостью 20 000 рублей и менее (до установленного лимита), то по ним общество обязано начислять амортизацию (п.1 ст.256, п.3 ст.272, подп.2 п.3 ст.273 НК РФ). При этом первоначальная стоимость объекта рассчитывается как сумма стоимости его приобретения (которая определяется по правилам п.1 ст.277 НК РФ) и расходов (без НДС) на доведение имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования (п.1 ст.257 НК РФ).
Имущество, полученное в качестве оплаты за размещаемые доли, переходит в собственность общества (п.1 ст.66 ГК РФ). Следовательно, с объектов, учитываемых на балансе в качестве основных средств общество должно уплачивать налог на имущество (п.1 ст.374 НК РФ).
Проводки по оприходованию имущества, как основного средства и начислению амортизации* (см. выше), следует поправить в соответствии с нормативными регламентами.
Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.
(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС Консультант Плюс)