Описание ситуации:
Организация имеет представительство за пределами Российской Федерации (Украина). Обособленное подразделение было организовано для выполнения работ головным предприятием на территории Украины. Штат представительства состоит из директора и главного бухгалтера.
Представительство имеет свой расчетный счет, на который согласно сметам затрат головное предприятие перечисляет денежные средства на зарплату сотрудников и хозяйственные нужды. «Свою» деятельность представительство не ведет.
Вопрос:
Должны ли мы сдавать в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении средств по счету представительства в банке за пределами Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»?
Ответ:
В соответствии с ч.7 ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-ФЗ) резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.
Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 г. №819 (далее - Правила).
В соответствии с п.4 Правил резидент ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно Приложению к Правилам и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
В отношении ведения представительством какой-либо деятельности за пределами территории РФ ничего не сообщается, важен сам факт создания представительства и наличие расчетного счета.
Учитывая приведенные нормы законодательства, можно сделать вывод, что организация в обязательном порядке должна сдавать в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении денежных средств по счету представительства в банке за пределами Российской Федерации с установленные сроки.
Однако, по нашему мнению, в данном случае следует обратиться в налоговые органы с официальным письменным запросом.
На заметку!
В случае если организация все же не станет представлять соответствующие отчеты в налоговые органы, то сообщаем следующее.
В соответствии с ч.3 ст.22 Закона №173-ФЗ агентами валютного контроля являются в том числе налоговые органы.
Таким образом, указанное в ч.7 ст.12 Закона №173-ФЗ обязательство по представлению в налоговые органы отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами предусмотрено в рамках осуществления налоговыми органами валютного контроля.
Частью 1 ст.15.6 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Статья 15.6 КоАП РФ предусматривает меры административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Налоговым контролем в соответствии с п.1 ст.82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
То есть в данном случае речь идет об иных мероприятиях контроля, в частности налогового, а также об иных субъектах, подлежащих указанному контролю (налогоплательщиках, налоговых агентах, плательщиках сборов), определения которых для целей НК РФ даны в п.3 ст.11 и ст.19 НК РФ и в соответствующих главах НК РФ о конкретном виде налога.
Пунктом 1 ст.1 НК РФ определено, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что за невыполнение обязанности по представлению налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами к лицам, указанным в ч.7 ст.12 Закона №173-ФЗ, не применяется мера ответственности, которая предусмотрена ст. 15.6 КоАП РФ.
Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.
(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)