тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 05:26
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Ситуация: Несовпадение юридического и фактического адресов организации

Вопрос: Юридический адрес предприятия на адресе директора, а фактический адрес в другом районе. Вся деятельность предприятия ведется по фактическому адресу, а отчетность сдается по юридическому. Какие должны быть наши действия? Какие штрафные санкции возможны?

Ответ: В российском законодательстве понятия юридического и фактического адресов организации отсутствуют - предусмотрено исключительно понятие "место нахождения юридического лица".

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Аналогичным образом определяется место нахождения юридического лица в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Под юридическим адресом обычно понимают адрес, по которому организация зарегистрирована, а под фактическим - адрес, по которому она непосредственно располагается.

Исходя из требований действующего законодательства эти два адреса должны совпадать.

Место нахождения юридического лица указанно в его учредительных документах, и в случае, несоответствия адреса по которому организация зарегистрирована и адреса по которому осуществляет свою деятельность, необходимо:

  1. внести изменения в учредительные документы;
  2. создать обособленное структурное подразделение.

Оба эти способа являются допустимыми и не противоречат законодательству.

Рассмотрим их поподробнее.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ, изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Для того, чтобы внести изменения в учредительные документы необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление по форме Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальном порядке);
  • решение единственного участника общества о соответствующих изменениях либо протокол общего собрания (должно быть указано решение изменить место нахождения общества, внести изменения в устав и указать уполномоченного на представление интересов общества в отношениях с регистрирующим органом);
  • устав общества в новой редакции (с обязательной пометкой "новая редакция");
  • квитанция об уплате госпошлины.

Документы, подготовленные для внесения изменений, должны быть поданы в налоговый орган по месту нахождения юридического лица.

Помимо внесения изменений в учредительные документы организация вправе создать обособленное структурное подразделение.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным структурным подразделением признается любое подразделение со стационарными рабочими местами, расположенное на отдельной территории.

Для создания ОСБ необходимо предоставить следующие документы:

  1. письменное сообщение о создании обособленного подразделения в налоговый орган по месту своего нахождения - пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 <4>);
  2. подать в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о постановке на учет;
  3. направить в ИФНС по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленного подразделения письма о том, что почтовый адрес организации находится по месту нахождения обособленного подразделения.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания. Если этого не сделать, организации могут начислить штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а должностных лиц привлечь к административной ответственности, при которой штраф составляет от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В течение одного месяца со дня создания подразделения организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). За несвоевременную подачу заявления могут оштрафовать:

  • организацию - на 5000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка - более 90 календарных дней);
  • руководителя - в размере от 500 до 1000 руб.

Пункт 3 ст. 14.25 КоАП РФ устанавливает, что непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет административную ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. Данная статья будет применяться, если место нахождения юридического лица изменено, однако соответствующие изменения в учредительные документы не внесены.

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту