тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 15:11
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Ситуация: Несовпадение юридического и фактического адресов организации

Вопрос: Юридический адрес предприятия на адресе директора, а фактический адрес в другом районе. Вся деятельность предприятия ведется по фактическому адресу, а отчетность сдается по юридическому. Какие должны быть наши действия? Какие штрафные санкции возможны?

Ответ: В российском законодательстве понятия юридического и фактического адресов организации отсутствуют - предусмотрено исключительно понятие "место нахождения юридического лица".

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Аналогичным образом определяется место нахождения юридического лица в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Под юридическим адресом обычно понимают адрес, по которому организация зарегистрирована, а под фактическим - адрес, по которому она непосредственно располагается.

Исходя из требований действующего законодательства эти два адреса должны совпадать.

Место нахождения юридического лица указанно в его учредительных документах, и в случае, несоответствия адреса по которому организация зарегистрирована и адреса по которому осуществляет свою деятельность, необходимо:

  1. внести изменения в учредительные документы;
  2. создать обособленное структурное подразделение.

Оба эти способа являются допустимыми и не противоречат законодательству.

Рассмотрим их поподробнее.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ, изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Для того, чтобы внести изменения в учредительные документы необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление по форме Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальном порядке);
  • решение единственного участника общества о соответствующих изменениях либо протокол общего собрания (должно быть указано решение изменить место нахождения общества, внести изменения в устав и указать уполномоченного на представление интересов общества в отношениях с регистрирующим органом);
  • устав общества в новой редакции (с обязательной пометкой "новая редакция");
  • квитанция об уплате госпошлины.

Документы, подготовленные для внесения изменений, должны быть поданы в налоговый орган по месту нахождения юридического лица.

Помимо внесения изменений в учредительные документы организация вправе создать обособленное структурное подразделение.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным структурным подразделением признается любое подразделение со стационарными рабочими местами, расположенное на отдельной территории.

Для создания ОСБ необходимо предоставить следующие документы:

  1. письменное сообщение о создании обособленного подразделения в налоговый орган по месту своего нахождения - пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 <4>);
  2. подать в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о постановке на учет;
  3. направить в ИФНС по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленного подразделения письма о том, что почтовый адрес организации находится по месту нахождения обособленного подразделения.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания. Если этого не сделать, организации могут начислить штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а должностных лиц привлечь к административной ответственности, при которой штраф составляет от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В течение одного месяца со дня создания подразделения организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). За несвоевременную подачу заявления могут оштрафовать:

  • организацию - на 5000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка - более 90 календарных дней);
  • руководителя - в размере от 500 до 1000 руб.

Пункт 3 ст. 14.25 КоАП РФ устанавливает, что непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет административную ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. Данная статья будет применяться, если место нахождения юридического лица изменено, однако соответствующие изменения в учредительные документы не внесены.