тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 05:06
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Вопрос об основаниях для проведения мер налогового контроля

Описание ситуации:

Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в феврале 2008 г. (УСН - 6% и ЕНВД). Ведет несколько видов предпринимательской деятельности.

Вопрос:

Какие основания могут быть у налоговой инспекции для проведения камеральной, выездной и встречной проверки по обеим системам налогообложения?

Ответ на вопрос:

В соответствии с п.2 ст.87 НК РФ, целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка (ст.88 НК РФ):

Камеральная налоговая проверка основана на проверке должностным лицом налогового органа соответствия комплектности представленной в налоговый орган налоговой отчетности и бухгалтерской отчетности.

Основанием проведения такой меры налогового контроля является проверка полноты содержащихся в отчетности данных, правильности заполнения форм отчетности, достоверности ее данных, наличия в отчетности арифметических ошибок (несоответствий), а также проведение иной аналитической работы, в ходе которой анализируются данные отчетности, сопоставляются данные налоговой и бухгалтерской отчетности, выявляются существенные изменения, несопоставимость (искажения) данных представленной отчетности по сравнению с данными отчетности за предыдущие периоды.

Иначе говоря, камеральная налоговая проверка представляет собой мероприятие налогового контроля, проводимое в связи с представлением налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и других документов.

Выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ):

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован ст. 89 части первой НК РФ, в п. 1 которой определен основной признак такой проверки, отличающий ее от камеральной: выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом также предусмотрено, что, в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

КС РФ в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П определил основное содержание выездной налоговой проверки следующим образом: проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить такую инвентаризацию, а также осмотр (обследование).

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Там же предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (встречные проверки) (ст. 93.1 НК РФ):

Налоговым органам предоставлено также право истребовать у организаций и физических лиц документы, относящиеся к деятельности контрагентов этих лиц. Такое право возникает у налоговых органов при проведении налоговой проверки в отношении контрагента лица, у которого истребуются документы.

Отметим, что до внесения изменений Законом 2006 г. №137-ФЗ, такое истребование документов именовалось понятием «встречная проверка» и регламентировалось единственным положением ч. 2 ст. 87: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

С 1 января 2007 г. действует введенная Законом 2006 г. N 137-ФЗ ст. 93.1 НК РФ, определяющая порядок истребования налоговыми органами документов о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках у их контрагентов. Следует отметить, что в действующей редакции НК РФ понятие «встречная проверка» вообще не используется.

В пункте 1 указанной статьи закреплено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), могут истребоваться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое истребование документов, как и истребование документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, предусмотрено в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Вне рамок проведения налоговых проверок должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Такое право предусмотрено п. 2 ст. 93.1 НК РФ, в случае если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Таким образом, истребовать у организации или у физического лица документы, относящиеся к деятельности контрагентов этого лица, налоговый орган вправе только при проведении налоговой проверки этого контрагента или в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых по окончании налоговой проверки этого контрагента. Вне рамок же проведения налоговой проверки контрагента организации или физического лица налоговый орган вправе истребовать только информацию и только относительно конкретной сделки.

В вашем случае, основания для проведения мер налогового контроля, по нашему мнению, могут быть следующими:

  • выявлена недоимка в бюджет по соответствующим налогам и сборам;
  • правильность применения и ведения раздельного учета;
  • проверка полноты содержащихся в отчетности данных, правильности заполнения форм отчетности, достоверности ее данных, наличия в отчетности арифметических ошибок (несоответствий), как на основе изучения документальных источников информации (представление налоговых деклараций, иных расчетов), без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ);
  • проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения фактического состояния объектов налогообложения, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ);
  • прочие.

 

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту