Многие специалисты в области процессуального законодательства зачастую сталкиваются с вопросом значения правовых позиций Высшего Арбитражного Суда РФ для судов общей юрисдикции после его упразднения. Возникнет неясность в связи с применением указанных позиций, сформированных в судебных актах по конкретным спорам.
В данной ситуации полагаем возможным обратиться к уже утратившей силу главе II Федерального конституционного закона от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Так, в ч.2 ст.13 указанного ФКЗ было закреплено, что по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в РФ. В ст.16 было закреплено, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ: рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в РФ.
Более того, частью 1 ст.3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 №8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» закреплено, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ.
Также из ч.1 ст.392 ГПК РФ видно, что, судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Пунктом 5 ч.4 указанной статьи закреплено, что определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда РФ относится, среди прочего, к новым обстоятельствам.
Приведённые нормы, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что правовые позиции упраздненного Высшего Арбитражного Суда РФ не являются обязательными для судов общей юрисдикции.
Корреспондирует с данной позицией, наличие проекта Федерального закона №498858-6 «О внесении изменений в часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Так, согласно ст. 1 указанного документа предлагается внести в часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 №138-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2002, №46, ст. 4532; 2013, №27, ст. 3479) изменение, дополнив ее абзацем четвертым следующего содержания: «В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В пояснительной записке данного проекта ФЗ в абзаце 5 отмечается, что применение судами общей юрисдикции разъяснений, сформулированных Пленумом и Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, весьма актуально в связи с происшедшим изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Примечательно, что анализ материалов судебной практики показывает, что при рассмотрении спора в суде общей юрисдикции суды могут руководствоваться разъяснениями ВАС РФ. В качестве примера можно привести Апелляционное определение Челябинского областного суда от 26.03.2018 по делу №11-4360/2018, Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2018 №7-171/2018, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 10.04.2018 по делу №11-4925/2018, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23.04.2018 по делу №11-5114/2018, в которых суды делают ссылки на позиции ВАС РФ.
Очевидным является факт того, что судья, как лицо процессуально независимое, самостоятельно принимает решение, относительно того какими нормами ему руководствоваться при принятии того или иного решения по делу. Полагаем, что законодательно внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство, закрепленная возможность судов общей юрисдикции ссылаться в мотивировочной части решения суда на сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики, а также на сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ создадут правовую определенность по данной ситуации, что, на наш взгляд, будет содействовать более эффективному функционированию института судебной защиты прав.
Использованные материалы:
1. Ч. 1 ст. 3, Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
2.Проект Федерального закона N 498858-6 "О внесении изменений в часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.04.2014) {КонсультантПлюс}
3.Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Желаем Вам удачи!
Одновременно сообщаем, что данный материал выражает частное мнение специалистов, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в понимании отличающемся от трактовки, изложенной выше.
(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)
С Уважением,
Специалисты Линии консультаций.
Статью подготовил:
Щербина А.С.
юрист Линии консультаций;
проверил
Гусельников Р.В.
Руководитель Линии консультаций
18.07.2018