тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 06:36

Риски, связанные со сменой адреса юридического лица

Рост дебиторской задолженности

При смене своего юридического адреса компании нередко сталкиваются с различными непредвиденными трудностями, о которых сегодняшняя публикация.

Юридическим адресом компании называют тот, по которому зарегистрирована компания, соответственно, такой адрес указан и в ЕГРЮЛ. Однако фактически компания может находиться по другому адресу. В связи с чем сформировались два различных определения, которые официально нигде не закреплены, но широко при этом используются.

Юридический адрес - адрес, который указан во всех учредительных документах фирмы. Исходя из положений пункта 2 статьи 54 ГК РФ и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", местом нахождения компании признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии - место нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени фирмы в силу закона, другого правового акта или учредительного документа. Именно юридический адрес указывается в реквизитах компании.

Государственная регистрация ЮЛ осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Место нахождения ЮЛ указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ.

Таким образом, место нахождения ЮЛ определяется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Кроме того, в ЕГРЮЛ должен быть прописан адрес ЮЛ в пределах места нахождения юридического лица (ч. 3 ст. 54 ГК РФ, пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Причем именно ЮЛ несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (их понятие раскрыто в ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, прописанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными ЮЛ, даже если оно не находится по данному адресу (ч. 3 ст. 54 ГК РФ).

Если налоговый орган усомнится в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ, то он вправе внести в реестр запись о недостоверности сведений о ней. Впоследствии такая запись может стать основанием для исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ (пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ). Кроме того, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о ЮЛ может быть осуществлено в отношении сведений:

  • об учредителях (участниках) ЮЛ;
  • иных сведений, предусмотренных пп. "д" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ;
  • о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЮЛ (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). Минфин России в Письмах от 06.09.2018 N 03-12-13/63746 и 03-12-13/63812 подчеркнул: законодательством РФ не предусмотрена возможность осуществления ЮЛ деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, а по иному адресу.

В то же время исходя из положений п. 3 ст. 83 и п. 4 ст. 84 НК РФ постановка российской организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения осуществляется с учетом адреса юридического лица, отраженного в ЕГРЮЛ. Поэтому при осуществлении российской организацией деятельности не по адресу юридического лица, прописанному в ЕГРЮЛ, может идти речь о создании обособленного подразделения организации, понятие которого раскрыто в ст. 11 НК РФ (В этом случае российская организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения в порядке, предусмотренном п. 3 или 4 ст. 83 НК РФ).

В ЕГРЮЛ должен быть указан полный адрес ЮЛ, включая номер помещения или офиса. Ведь структура адреса включает в себя последовательность адрес образующих элементов, в том числе тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении (п. 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221). Иначе говоря, при заполнении заявлений, используемых при государственной регистрации, необходимо указать детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).

Отсутствие в регистрационных документах таких сведений может стать основанием для признания адреса ЮЛ недействительным (см. Письмо ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645). Фактический адрес - место реального нахождения компании, где непосредственно фирма осуществляет свою деятельность, а также хранит всю документацию. При наличии юридического адреса фактический не фигурирует ни в одном из учредительных документов компании.

Если компания не позаботилась о том, чтобы по юридическому адресу с ней могли связаться госорганы и контрагенты, то подобное легкомысленное отношение чревато малоприятными последствиями: от неполучения важных писем до различных штрафов, а также принудительной ликвидации фирмы.

Возможные риски

Рассмотрим последствия несовпадения юридического и фактического адресов.

Риск неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу компании, указанному в ЕГРЮЛ.

Еще одна опасность: принудительная ликвидация фирмы. В случае непредставления подтверждения достоверности данных в течение 30 дней с момента получения соответствующего уведомления налоговый орган вносит изменения в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений компании и, как результат, новые контрагенты могут отказаться подписывать договор с такой организацией. Налоговый орган вправе принудительно закрыть предприятие, которое в течение шести месяцев не исправляет недостоверные сведения о себе, содержащиеся в реестре (п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Кроме этого, компания рискует получить штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Факт работы организации по иному адресу, нежели указан в ЕГРЮЛ, налоговики могут расценить как создание обособленного подразделения. А по месту нахождения обособленного подразделения необходимо вставать на учет в ИФНС.

Еще один риск: проблемы с банком.

С 2015 года банки обязали при открытии счета проверять достоверность представленной информации, в том числе местонахождения компании. Как правило, в договоре банковского счета прописывается обязанность клиента представлять достоверную информацию, в частности о своем местонахождении. И если банк узнает, что на самом деле компания находится по иному адресу, нежели указанный в ЕГРЮЛ, он может через суд расторгнуть договор, поскольку клиент нарушил существенное условие договора.

Также банк может запросто отказаться открывать счет компании, чей юридический и фактический адреса не совпадают. Но если все же возьмут на обслуживание, то со стороны банка будет обеспечено пристальное внимание к операциям компании. Кроме того, сведения о движении ее денежных средств могут быть направлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Не стоит забывать и о другой опасности - о штрафе за применение ККТ с нарушением порядка, условий и сроков ее перерегистрации. Если при оформлении кассового аппарата в качестве места его установки указан юридический адрес, а используется ККТ по фактическому адресу, кассу необходимо перерегистрировать.

И наконец, персональные санкции для директора за представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице.

Если такое нарушение совершено повторно либо сведения об адресе организации, поданные при его государственной регистрации, были заведомо ложными, то налоговики могут дисквалифицировать руководителя.

Установление налоговым органом недостоверности адреса

Недостоверным адресом может быть признан адрес массовой регистрации юридического лица. То есть в случаях, когда налоговикам точно известно, что связь по этому адресу с коммерсантами невозможна (в частности, вся корреспонденция возвращается с пометками "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).

Кроме этого, недостоверным будет признан несуществующий адрес или адрес, расположенный в разрушенном здании; если у компании условный почтовый адрес, присвоенный недостроенному объекту, или адрес, который заведомо нельзя использовать для связи с фирмой (к примеру, местонахождение госоргана).

Также представленные сведения об адресе считаются недостоверными, если у ИФНС есть заявление от собственника соответствующего здания о том, что он не разрешает регистрировать организации на своих метрах. Недостоверные сведения о юридическом адресе послужат основанием для его смены.

Согласно п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020), проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий указаны в Приложении N 1 утвержденном приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@

В случае если у налогового органа имеются сомнения в достоверности нового адреса компании, то налоговый орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации (п. 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

В решении налоговый орган должен указать основания, по которым регистрация приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

В случае если решение налоговым органом принято с нарушением вышеуказанных требований (например не указаны основания) его можно обжаловать в порядке предусмотренным ст. 138 НК РФ (в рассматриваемом случае можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (УФНС) либо сразу в суд). Однако в судебной практике подача и рассмотрение таких жалоб (именно жалоба на решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации) крайне редкое явление, поскольку как правило суды принимают решения в пользу налоговых органов.

Более эффективным методом является личное обращение руководителя ЮЛ или представителя ЮЛ по доверенности на прием к должностным лицам регистрирующего органа, компетентным на принятие решения о регистрации изменений (ответственным за принятие решения о приостановке) и выяснить что конкретно послужило основанием для принятия такого решения, как лучше всего устранить имеющиеся у налогового органа сомнения для возобновления регистрации.

Чтобы увеличить шанс прохождения регистрационных действий при изменении юридического адреса, в налоговый орган необходимо предоставить письменные пояснения относительно расположения офисного помещения в соответствующем здании с приложением плана помещений на этаже, фотографий, контактного номера телефона собственника помещения. В подтверждение необходимо приложить договор аренды и акт приема-передачи нежилого помещения.

В следующем номере, мы с вами рассмотрим порядок смены адреса.

Желаем Вам удачи!

Одновременно сообщаем, что данный материал выражает частное мнение специалистов, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)

С Уважением,
Специалисты Линии консультаций.

Статью подготовил:
Самков Н.В.
Юрист Линии консультаций;

Проверил
Гусельников Р.В.
Руководитель Линии консультаций
15.02.2021

КонсультантПлюс Сервис О компании
Информация на сайте не является публичной офертой
Разрешается любое копирование
Описание системы Обучение работе Контакты
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Написать нам
Поиск по сайту