тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 03:32
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Вопрос о налогообложении компенсационных выплат работникам организаций (применение п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК РФ)

Вопрос:

Налогообложение выплат для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (по тексту – тяжелые).

Ответ:

С учетом представленного мнения* финансового директора организации, в котором достаточно подробно раскрыт вопрос о начислении ЕСН и НДФЛ на выплаты компенсаций и предоставлении дополнительных отпусков сотрудникам организации занятым на работах с вредными условиями труда, считаем необходимым изложить собственную позицию по данному вопросу.

*Мнение финдиректора изложено после ответа на вопрос.

На основании Письма ФНС РФ от 12.10.2007 г. № 04-1-05/002762 «О НДФЛ и ЕСН» следует, что статья 146 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника.

Доплаты:

Из изложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, как это предусмотрено статьей 147 ТК РФ.

Таким образом, к таким доплатам не может применяться п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК РФ, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Компенсации:

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 ТК РФ имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проект соответствующего постановления Правительства РФ об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывается Минздравсоцразвития РФ.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569.

Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК.

 

В связи с изложенным выше Письмом ФНС, а также, учитывая аналогичную позицию Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 г. № 106, приведенную ниже (в позиции автора вопроса), можно сделать следующие обоснованные выводы:

  1. НК РФ не признает выплаты к заработной плате работников, предусмотренные ст.164 ТК РФ – компенсационными. Поэтому такие выплаты подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При этом, надо отметить, что случаи предоставления таких гарантий и компенсаций (перечисленные в ст.165 ТК РФ) по своему смыслу не являются компенсациями, связанными с вредными условиями труда работников, например:
    • при направлении в служебные командировки;
    • при переезде на работу в другую местность;
    • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.
  2. НК РФ признает выплаты к заработной плате работников, предусмотренные ст.219 ТК РФ – компенсационными. Соответственно, данные выплаты не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При этом отмечаем, что данные выплаты непосредственно связаны с вредными условиями труда работников, по этому, по своему смыслу, являются компенсационными.

    Однако, для того чтобы обоснованно использовать нормы п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ и не начислять на указанные компенсации ЕСН и НДФЛ, необходимо, чтобы данные выплаты были предусмотрены в картах аттестации рабочих мест, имеющихся в организации.
    Обращаем ваше внимание, что в случае если в организации рабочие места не аттестованы то, доплаты за вредные условия труда не относятся к компенсациям, а являются оплатой труда в повышенном размере и облагаются ЕСН и НДФЛ. Данный вывод изложен в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.09.2007 г. № Ф09-7081/07-С2. Таким образом, данные карт аттестации, с нашей точки зрения, и будут являться основополагающим обстоятельством для признания выплат работникам с вредными условиями труда, компенсациями и применении к ним п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ.

    На заметку*
    Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Для этой цели он, в частности, и проводит аттестацию рабочих мест.
    За невыполнение требований законодательства по охране труда, в том числе за отсутствие результатов аттестации рабочих мест, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ контролирующие органы могут наложить административный штраф:
    • на должностное лицо (руководителя или индивидуального предпринимателя) в размере от 500 до 5.000 рублей;
    • на юридическое лицо - от 30.000 до 50.000 рублей.
  3. Помимо прочего, необходимо составить перечень выплат компенсационного характера, на основании данных карт аттестации и закрепить его в Коллективном договоре. В последствии, рекомендуем предусматривать такие компенсации в трудовых договорах с работниками, условия труда которых являются вредными. При этом, отметим, что в трудовом договоре не достаточно сделать ссылку на локально-нормативный акт, предусматривающий такие компенсации. Необходимо поименовать (перечислить) в трудовом договоре (индивидуально - по указанной в договоре должности) все компенсации, предполагающиеся к выплате вашему работнику.

    По нашему мнению, данные обстоятельства могут являться достаточным основанием для предупреждения нежелательных налоговых последствий, связанных с применением организацией норм п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ.
*****

С вопросом о сроках проведения данных мероприятий в рамках организации, рекомендуем определиться самостоятельно.

 

*Мнение Финдиректора ООО «С»:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ устанавливает освобождение от налогообложения:

1/ЕСН

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

  1. Не подлежат налогообложению:
    2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
    • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
    • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

2/НДФЛ

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Обращаем внимание, что в НК РФ прямо не установлен перечень компенсаций за работу в тяжелых условиях труда и необходимым условием, чтобы выплаты освобождались от налогообложения ЕСН и НДФЛ, они должны быть установлены действующим законодательством.

Рассмотрим вопрос: Установлены ли Законодательством компенсации за тяжелые условия труда.

  1. Основные понятия и определения

    А) Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.( Статья 164 ТК РФ).

    Б) Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). (Статья 129 ТК РФ).
  2. Трудовой Кодекс РФ.

    Особенные права при работе в тяжелых и (или) вредных условиях труда - в ТК РФ.

    Раздел X. ОХРАНА ТРУДА

    Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

    Каждый работник имеет право на:

    …компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

    В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

По тексту ТК установлены:

  • Сокращенная продолжительность рабочего времени (Статья 92 ТК). Раздел IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 117 ТК). Раздел V. ВРЕМЯ ОТДЫХА
  • Оплата в повышенном размере (Статья 146, 147 ТК) - Раздел ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Обращаю внимание, в Разделе VII. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ – не установлены гарантии и компенсации для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.

 

ВЫВОД. На мой взгляд, Законодатель, прописав права работников на компенсации, прямо не поименовав их в Разделе «Гарантии и Компенсации» ТК РФ, дал возможность разночтений для налогоплательщиков и органов.

В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА":

  1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
    • сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
    • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
    • повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
  2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Таким образом, на мой взгляд, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 решает коллизии законодательства и устанавливает Компенсации предусмотренные статьей 219 ТК РФ, однако необходимо дождаться нормативного Акта Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Срок установлен 06.06.2009 (срок вступления Постановления- 06.12.2008).

 

И все-таки, вопрос остается спорным:

Во-первых - это сами определения: заработная плата и компенсация, установленные ТК РФ. Ведь в соответствии со ст129 ТК РФ заработной платы включает:

1/ вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также 2/компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и 3/стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть Законодатель предусмотрел, что элементом заработной платы являются компенсационные выплаты. А заработная плата облагается НДФЛ и ЕСН.

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.( Статья 164 ТК РФ). (Напомним, что ст.165 ТК компенсации установлены:

  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с обучением;
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора;
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
  • в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Во-вторых, доплаты и надбавки за вредные условия труда в полном размере учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пункту 3 статьи 255 НК РФ при расчете налога на прибыль. То есть, ЕСН и НДФЛ прямо не устанавливают, а Прибыль прямо устанавливает, что доплаты за вредные условия труда – считать ОПЛАТОЙ ТРУДА.

Такая позиция (отказ) основана на рассмотрении обзора ВАС

Выдержка из ИНФОРМАЦИОННОГО ПИСЬМА Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106<ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ВЗЫСКАНИЕМ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА.

«4. Компенсационные выплаты, являющиеся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации элементами оплаты труда, учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

По смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.

В отличие от них компенсации, определенные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не охватываются указанной нормой НК РФ и в соответствии с пунктом 1 статьи 236 этого Кодекса образуют объект обложения единым социальным налогом. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда исходя из статьи 255 НК РФ.

 

Однако необходимо отметить, что и информационной базе есть обнадеживающее письмо Минфин РФ от 12 октября 2007 г. N 04-1-05/002762 «О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ»

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Следует отметить, что статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника. Из изложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, как это предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса.

Таким образом, к таким доплатам не может применяться пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. [Примечание ФИВ. Минфин рассматривает доп. выплаты и компенсации, как разные выплаты, однако. Постановлением Правительства РФ от 20.11.08 №870 – установлено, что к компенсациям относится повышение оплаты труда].

Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывается Минздравсоцразвития России.

 

Примечание ФИВ. В настоящее время компенсации установлены выше приведенным постановлением РФ РФ от 20.11.2008 N 870

 

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".

Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса И.Ф.ГОЛИКОВ

Примечание ФИВ. Лицо, не уполномоченное для официальных разъяснений.

 

ВЫВОДЫ.

  1. Можно побиться за льготы по основанию 1/Статья 3 НК РФ часть 7. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)»
    1. Получить ответ от УФНС по Свердловской области. Основание. Статья 111 НК РФ. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
    1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
    3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа)…;
  2. Провести мероприятия на предприятии.
    1. Утвердить локальным актом перечень соответствующих работ.
    2. Провести аттестацию рабочих мест с определением конкретных размеров компенсационных выплат за вредные условия труда в соответствии ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2007 N 10577, Введен в действие с 01.09.2008года).
    3. Установить локальным Актом (в коллективном договоре либо Приложением с учетом мнения СТК). Статья 41 ТК РФ. «В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций».
    4. Фиксировать вид и размеры компенсаций в трудовом договоре. Статья 57 ТК РФ «В трудовом договоре указываются: компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте».

  3. Целесообразные сроки начала мероприятий после 06.06.2009 г., т.к., в соответствии, с п.2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 8702 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
*****

На нашем предприятии в расчетных листках и соответственно в сводной ведомости по заработной плате отдельной строкой выделяется «доплата за вредность». Размер доплаты установлен в % к тарифной ставке, должностному окладу.

Действует Положение о системе доплат и надбавок к тарифным ставкам рабочих и должностным окладам служащих. В Коллективном договоре доплата за вредность отражена п.3.8.. В трудовых договорах работников указан конкретный размер доплаты за вредность. Согласно Положению за работы с тяжелыми и вредными условиями труда предусмотрена доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда для рабочих и служащих, поименованных в Перечне профессий. В настоящее время действуют следующие доплаты:

  • Мастер, старший мастер ПУ – 12%,
  • Плавильщик ПУ – 12%,
  • Слесарь-ремонтник – 8%,
  • Штукатур-маляр – 4 %,
  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования – 4%,
  • Машинист экскаватора – 4%,
  • Плавильщик лаборатории – 4%,
  • Контролер продукции– 4%,
  • Слесарь КИПиА – 4%,
  • Электрогазосварщик – 8%.
КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту