Вопрос: Предприятие, на которое я устроилась на работу в конце декабря 2014 г., оказалось финансово несостоятельным, прекратило свою торговую деятельность (но не ликвидировалось и не объявило себя банкротом) и не выплатило своим работникам зарплату за январь, февраль. В 2015 г. в период с 26 января по 13 марта у меня было два листа по временной нетрудоспособности. Естественно, они тоже остались не оплаченными. Я обратилась в ФСС с вопросом, могу ли я, как физическое лицо напрямую обратиться за начислением пособия к ним. Мне были перечислены ряд документов, которые необходимо предоставить, а именно: заверенные предприятием-работодателем копии - трудовой книжки, больничных листов, справок расчета пособия по нетрудоспособности; оригиналы - справка из банка об отсутствии денежных средств на счету предприятия, заявление от меня в ФСС на оплату больничных листов и отчет 4 ФСС предприятия за 1кв. 2015 г. Я все документы подготовила, кроме отчета 4 ФСС, потому что гл бухгалтер предприятия сказала, что она, как и все, не получает зарплату, поэтому делать этот отчет не будет. Могу ли я рассчитывать на оплату больничного листа без отчета 4 ФСС моего, теперь уже бывшего, предприятия? Ольга
Ответ: Работающим гражданам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и уходу за ребенком назначает и выплачивает работодатель (п. п. 1 и 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон № 255-ФЗ).
Но в некоторых случаях эта обязанность возложена на Фонд социального страхования. Минуя работодателя, в территориальные органы фонда за выплатой пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно обратиться в следующих случаях (ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ):
- если на день обращения работника за пособием организация прекратила свою деятельность;
- при наличии картотеки на расчетном счете организации (п. 2 ст. 855 ГК РФ);
- если невозможно установить место нахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание (при наличии у работника вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты страхователем пособия) (пп. "а" п. 8 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 276-ФЗ).
Если организация не может выплатить работнику пособие по одной из причин, названных выше, работник вправе обратиться за получением пособия в территориальный орган фонда по месту регистрации работодателя (Письмо ФСС РФ от 07.03.2012 № 15-07-11/12-245).
Фонд назначает и выплачивает пособие по временной нетрудоспособности согласно Административному регламенту (далее – Регламент), утвержденному приказом Минтруда России от 06.05.2014 № 291н.
Перечень документов для назначения пособия установлен в п. 13 Регламента. К ним отнесены:
- заявление о выплате пособия в произвольной форме;
- листок нетрудоспособности по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н;
- справка о сумме заработка (заверенная копия) либо заявление о направлении запроса в ПФР;
- документы, подтверждающие страховой стаж в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91.
Документы, указанные в п. 13 Регламента, могут быть поданы заявителем в территориальный орган Фонда лично либо в МФЦ или посредством почтового отправления.
Заявители вправе направить заявление о предоставлении государственной услуги в форме электронного документа (п. 15 Регламента).
При выплате пособия по временной нетрудоспособности в связи с болезнью самого работника, за счет собственных средств фонд оплатит только четвертый и последующие дни болезни работника (пп. "а" п. 8 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 276-ФЗ). Это связано с тем, что обязанность по оплате первых трех дней временной нетрудоспособности возложена на работодателя (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ).