тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 19:32
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

О несвоевременной подаче в ИФНС заявления о стоимости чистых активов АО по форме Р14002

Описание ситуации:

Несвоевременная подача в ИФНС сведений о стоимости чистых активов акционерного общества.

Вопрос:

Может ли организация (в данном случае единоличный исполнительный орган общества) избежать наложения штрафа за несвоевременную сдачу заявления по форме Р14002 о стоимости чистых активов?

Ответ на вопрос:

Обязанность акционерных обществ (далее по тексту - АО) подавать сведения о размере чистых активов возникает, начиная с оценки их стоимости по состоянию на 31.12.2009. Соответственно, сроки представления заявлений в 2010 г. истекают 31.03; 30.04; 30.07; 30.10 включительно.

Непредставление или несвоевременное представление сведений о принятии решения об уменьшении уставного капитала, а также о стоимости чистых активов признается административным правонарушением и подпадает под действие ч.3 ст.14.25 КоАП РФ. Соответствующие дела о привлечении к ответственности возбуждаются после 10.06.2010 г. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом общества (директор, генеральный директор), может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб. В качестве оснований, во избежание административной ответственности, предлагаем воспользоваться позициями, представленными ниже.

Позиция №1: Форма заявления не утверждена законодательно

В Письме ФНС РФ от 21.05.2010 г. №МН-6/2212 разъяснено, что в соответствии с п.1.2 ст.9 Закона о госрегистрации форма заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ должна быть утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В связи с ее отсутствием в настоящее время рекомендуется использовать форму Р14002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества».

При этом данная форма приведена в качестве Приложения к Письму и размещена на сайте ФНС в сети Интернет (www.nalog.ru) в разделе «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков».

Следовательно, до утверждения указанной формы заявления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, организация, по нашему мнению, вправе не подавать заявление о стоимости чистых активов по рекомендуемой ФНС РФ форме Р14002. Однако, такие обстоятельства, по нашему мнению, не освобождают организацию от подачи таких сведений в ИФНС в установленные законодательством РФ сроки.

Таким образом, на основании данной позиции директору АО вряд ли получиться избежать наложения штрафа за несвоевременную подачу заявления о стоимости ЧА.

Позиция №2: Истечение срока исковой давности

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности составляет два месяца и начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. Однако, если правонарушение признают длящимся, то указанный срок рассчитывается уже со дня обнаружения административного правонарушения, что значительно повышает вероятность возложения штрафа.

Отметим, что в п.14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. №5 указано, что под длящимся административным правонарушением понимается такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

По мнению налоговых органов, нарушение срока представления информации является длящимся правонарушением (см., например, Письмо УФНС по г. Москве от 04.08.2006 г. №09-10/69306@). Следовательно, налоговые органы считают возможным составлять протоколы о наложении штрафа практически в любое время.

Однако у арбитражных судей, рассматривавших дела о взыскании штрафов по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, на этот счет иная точка зрения. Суды считают, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения. Несвоевременное выявление правонарушения не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося (Определение ВАС РФ от 18.10.2007 г. №13793/07, Постановления ФАС СЗО от 12.05.2008 г. №А52-5031/2007, ФАС ВВО от 06.02.2008 г. №А29-5557/2007, ФАС ЗСО от 14.05.2009 г. №Ф04-2773/2009(6049-А27-32), ФАС МО от 05.09.2008 г. №КА-А41/7410-08 и др.).

Таким образом, если непредставление сведений в налоговый орган не является длящимся правонарушением, спустя два месяца после истечения установленного срока подачи заявления штраф не может быть наложен.

Позиция №3: Несоблюдение налоговыми органами отдельных моментов при составлении протокола

В Письме от 02.08.2007 г. №34-25/073603 ИФНС по г. Москве разъяснило момент, когда постановление о привлечении директора компании к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.25 КоАП РФ признается вынесенным неправомерно. Например, если в протоколе об административном правонарушении отсутствуют отметки о разъяснении директору его прав, предусмотренных КоАП РФ, о вручении ему копии протокола, а также запись о том, что он был ознакомлен с протоколом, отказался его подписывать и получить его копию (ст.28.2 КоАП РФ).

Кроме того, в силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Если же директор организации надлежащим образом не был извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено инспекцией неправомерно.

Следовательно, обратившись в суд, можно добиться его отмены (п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10, Постановление ФАС УО от 09.02.2010 г. №Ф09-181/10-С1 и т.д.).

Принимая во внимание позиции, изложенные выше, АО имеет возможность воспользоваться одной из наиболее подходящих. При этом с уверенностью можно утверждать, что свое мнение организации придется отстаивать в суде.

В случае если ни одна из перечисленных позиций для АО не подходит, то штрафа, по нашему мнению, избежать не получится.

Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)
КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту