тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 17:04
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Вопрос о порядке предоставления отсрочки по уплате налога.

Описание ситуации:

ООО г. А. в июле 2008г. покупает оборудование на 12 500 094,00 (в том числе НДС 1 906 794,00). Принимает на учет, монтирует, вводит в эксплуатацию в 3 квартале 2008 г. Продавец ООО г.Москва отправляет счет-фактуру почтой, письмо поступает 03.04.2009 г. (оттиск на конверте, отмечено входящее 03.04.2009 г.). Бухгалтер предъявляет счет-фактуру к зачету в 1 квартале 2009 г., в результате 1 392 414 – к зачету. 15.07.2009г.- поступает вызов налогоплательщика в ИФНС 22.07.2009 г. (получение акта камеральной налоговой проверки), в телефонном разговоре – инспектор сообщает о неправомерном включении в 1 квартал 2009 г., 17.07.2009 г. – ООО представляет декларацию за 2 квартал, в которую опять включает данную сумму НДС к зачету. 22.07.2009 г. – получен акт проверки, взыскать с ООО 514 380,00 – сумма НДС к доплате за 1 квартал 2009г. (+ пени, + штрафы).
В данный момент ООО не имеет возможности оплатить недоимку.
Принято решение написать заявление об отсрочке платежа на основании ст. 64 п.2 подп.4 НК РФ.
14.08.2009г. Рассмотрение результатов камеральной налоговой проверки.

Вопрос №1:

Какова процедура рассмотрения заявлений об отсрочке платежа?

Вопрос №2:

Может ли ООО мотивировать в ИФНС отсрочку платежа тем, что на данный момент заявление об отсрочке платежа подано, «так как в данный момент отказ не поступил, мы имеем право пока не платить»?

Вопрос №3:

Как ООО уйти от штрафа 20 % по 1 кварталу 2009 г.?

Вопрос отдельно:

В последнем изменении (Постановление Правительства РФ от 26.05.2009 г. №451) указано что, в случае если «Продавец» и «Грузоотправитель» одно и то же лицо, то в строке 3 пишется «Он же».
В случае заполнения в счет – фактурах полного наименования и адреса грузоотправителя вместо Он же – является ли это основанием для отказа в зачете сумм НДС по счетам - фактурам предъявленным к зачету?

Ответ на вопрос №1:

Налогоплательщики обязаны уплачивать налоги в срок, определенный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако Налоговый кодекс допускает возможность на законных основаниях скорректировать эти сроки (гл. 9 НК РФ). Это возможно по трем направлениям: отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ). Наиболее распространенным случаем является отсрочка, то есть перенос установленного срока уплаты налога на более поздний. При этом она может быть предоставлена как по одному налогу, так и по нескольким одновременно (п. 3 ст. 64 НК РФ). Равно как и рассрочка.

Обращаем ваше внимание, что Приказом ФНС РФ от 04.10.2006 г. №САЭ-3-19/654@ утвержден Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.

При этом, Приказ ФНС РФ от 21.11.2006 г. №САЭ-3-19/798@ утверждает Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов. Именно этими документами рекомендуется пользоваться организации при получении налоговой льготы. При этом необходимо заполнить и предоставить в уполномоченные органы соответствующие заявления и справки, предусмотренные данными нормативно-правовыми актами.

Отсрочка или рассрочка сроком до одного года может быть предоставлена в таких случаях (п. 2 ст. 64 НК РФ):

  • вам причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, авария и т.д.);
  • вы финансируетесь из бюджета или вам должна поступить оплата государственного заказа и произошла задержка;
  • возникла угроза банкротства фирмы (например, необходимо единовременно выплатить большую сумму налога);
  • ваша деятельность носит сезонный характер;
  • возникли иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК).

Правительство РФ своим решением может увеличить срок отсрочки или рассрочки до трех лет.

 

Наиболее подходящим основанием для предоставления отсрочки по уплате налога, с нашей точки зрения, является возникновение угрозы банкротства фирмы, при необходимости единовременно выплатить большую суму налога (имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога).

Чтобы получить налоговую льготу, организация должна направить в уполномоченный орган заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки (п.5 ст.64 НК РФ). А его копию - в инспекцию по месту учета. Кроме того, к заявлению необходимо приложить:

  1. справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  2. предполагаемый график погашения задолженности;
  3. документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, если задолженность будет единовременно погашена;
  4. письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, которые связаны с рассмотрением заявления организации.

 

Если возникла угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, понадобятся баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние за предыдущие годы и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства. Также необходимо представить пояснительную записку. В ней следует описать причины, по которым возникла единовременная уплата налогов, суммы налогов, сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения.

Для более наглядного применения норм и требований налогового законодательства РФ в отношении применения налоговой льготы рассмотрим таблицу.

Показатели Отсрочка/Рассрочка
Предоставляется на срок
  • До одного года (п. 1 ст. 64 НК РФ);
  • от одного года до трех лет в части налогов, зачисляемой в федеральный бюджет по решению Правительства РФ (п. 1 ст. 64 НК РФ);
  • пять лет по федеральным налогам по решению министра финансов РФ
Порядок уплаты Поэтапная или единовременная
Цель Предотвращение банкротства фирмы
Предоставляется в форме По решению о предоставлении отсрочки (рассрочки) Решения принимаются по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) (п. 6 ст. 64, п. 5 ст. 67 НК РФ)
Проценты Начисляются на сумму задолженности исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ).
Проценты не начисляются, если отсрочка или рассрочка предоставлены по причине ущерба в результате чрезвычайных ситуаций или задержки финансирования из бюджета, оплаты выполненного государственного заказа
Срок для принятия решения Один месяц со дня, когда от налогоплательщика было получено заявление на предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита (п. 6 ст. 64, п. 4 ст. 64.1, п. 5 ст. 67 НК РФ)
Основания
  • Причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержаны финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа;
  • есть угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  • если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер (по перечню Правительства РФ);
  • товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ, п. 3 ст. 334 ТК РФ);
  • лицо осуществляет поставки по межправительственным соглашениям (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ, п. 4 ст. 334 ТК РФ)
Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты соответственно региональных и местных налогов, а также инвестиционного налогового кредита (п. 12 ст. 64, п. 7 ст. 67 НК РФ)
Основания для отказа
  1. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах.
  2. Проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенному делу в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
  3. Имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК РФ)
Прекращение
  1. По истечении срока действия соответствующего решения или договора (п. 1 ст. 68 НК РФ).
  2. До истечения срока действия соответствующего решения или договора (п. 1 ст. 68 НК РФ), если налогоплательщик:
    • уплатит всю причитающуюся сумму налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока (п. 2 ст. 68 НК РФ) (действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда);
    • нарушит условия предоставления отсрочки, рассрочки (п. 3 ст. 68 НК РФ)
Обжалование Налогоплательщик может обжаловать решение об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки в судебном порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ (п. 6 ст. 68 НК РФ). Также может быть обжаловано в суде и решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки (п. 6 ст. 68 НК РФ, ст. 198 АПК РФ)

Ответ на вопрос №2:

Как отмечено выше (в ответе на вопрос №1), согласно п.5 ст.64 НК РФ, заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются соответствующие документы. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

В соответствии с п.6 ст.64 НК РФ, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со ст.63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Таким образом, организация получает право не платить налог до принятия уполномоченным органом решения о предоставлении рассрочки или отсрочки, в случае если получено решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности.

Ответ на вопрос №3:

В п.8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. №914 (далее - Правила), указано, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст.172 Налогового кодекса РФ. Учет поступивших счетов-фактур в соответствии с п. 2 Правил ведется в журнале полученных счетов-фактур по мере их поступления от продавцов.

Минфин РФ и налоговая служба считают, что «опоздавшие» счета-фактуры регистрируются в книге покупок в том периоде, в котором они поступили в организацию, независимо от даты их выставления (Письмо Минфина РФ от 13.06.2007 г. №03-07-11/160). Для обоснования вычета в периоде получения счета-фактуры должен быть документ, подтверждающий дату получения счета-фактуры, например журнал учета входящей корреспонденции, в случае если счет-фактура был направлен поставщиком товаров по почте (Письмо Минфина России от 16.06.2005 г. №03-04-11/133). В случае получения счета-фактуры, направленного поставщиком товаров по почте, подтверждением даты его получения может являться конверт с проставленным на нем штемпелем почтового отделения, через которое получен счет-фактура (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 20.04.2007 г. №19-11/036466).

Следовательно, организация, получившая счет-фактуру 03.04.2009 г. (оттиск на конверте, отмечено входящее 03.04.2009 г.) должна была заявить право на вычет во втором квартале 2009 г. В случае, если организация заявляет право на вычет в первом квартале 2009 г., по счету-фактуре, полученному позже, то организация неправомерно занижает налоговую базу по НДС и, соответственно, не уплачивает причитающуюся к уплате в первом квартале сумму налога. Данное обстоятельство, как видно из текста запроса, привело к доначислению суммы налога и соответствующих пеней и штрафа по ст.122 НК РФ.

Отмечаем, что статьей 81 НК РФ установлен порядок внесения изменений в налоговую декларацию, освобождающий налогоплательщика от ответственности. Однако, исходя из текста запроса, а также дополнительных телефонных переговоров, представляется, что основания для освобождения налогоплательщика от ответственности по ст.81 НК РФ, с учетом не полной уплаты суммы налога за первый квартал 2009 г. (как до 20.07.2009 г., так и после 20.07.2009 г.), в данной ситуации отсутствуют.

Таким образом, по нашему мнению, избежать ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ, после вынесения налоговым органом решения о доначислении налога, а также штрафа и пеней, организации будет достаточно проблематично.

Ответ на «дополнительный» вопрос:

Официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют.

Отметим, что в соответствии с подп.3 п.5 ст.169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Указанные реквизиты содержит форма счета-фактуры, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила).

Согласно Приложению №1 к Правилам в строке 3 счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется «он же».

Таким образом, счет-фактура, выставленный продавцом, одновременно являющимся грузоотправителем, в котором в строке «Грузоотправитель и его адрес», вместо «он же», указан его фактический адрес, по формальным признакам может считаться составленным с нарушением требований законодательства РФ. По такому счету-фактуре могут возникнуть разногласия с налоговыми органами. При этом, несмотря на формальный характер претензий налоговых органов, организации необходимо быть готовой отстаивать свое право на вычет суммы налога по такому счету-фактуре в судебном порядке.