Вопрос: Допускается ли распространение рекламы по WhatsApp в "статусах"? Можно ли рекламировать товар по WhatsApp в "статусах" с личных телефонов физических лиц?
Ответ: Допускается. Однако такая реклама, по нашему мнению, подлежит маркировке.
Если организация размещает собственные рекламные материалы на своем интернет-ресурсе, то их нужно маркировать, а информацию о рекламе направить в Роскомнадзор. Если пресс-релизы имеют рекламный характер, то информация о них учитывается в общем порядке независимо от того, распространяются ли такие материалы возмездно или безвозмездно (Письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 N 03-100982).
По мнению ФАС России, маркировать рекламу в Telegram не нужно, если он используется в качестве мессенджера для обмена сообщениями между конкретными пользователями. Однако маркировка обязательна, если ресурс используется для донесения информации до широкого круга пользователей через предлагаемые сервисные возможности (через Telegram-каналы). Такая реклама подпадает под действие ст. 18.1 Закона о рекламе (Информация ФАС России).
Аналогично информацию следует отнести и к мессенджеру WhatsApp.
Согласно ч. 16 ст. 18.1 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространяемая в Интернете, за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых там же, должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта, которые содержат информацию о рекламодателе такой рекламы. Таким образом размещение любой рекламы в Интернете должно сопровождаться пометкой «реклама».
Из самого определения можно выделить следующие признаки рекламы, которая подлежит маркировке:
- информация;
- распространена любым способом;
- распространена в любой форме;
- распространена с использованием любых средств;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- цель: привлечение внимания к размещенному объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Каких-либо изъятий, которые бы касались собственной рекламы или статуса распространителя (физическое лицо) в законе не предусмотрено, ввиду чего, если сообщение направлено на неопределенный круг лиц, это будет той самой рекламой, которая требует маркировки.
Маркировка рекламы в WhatsApp не требуется только, если он используется в качестве мессенджера для обмена сообщениями между конкретными пользователями. Если мессенджер используется для донесения информации до широкого круга пользователей с использованием его инструментов, в том числе, статусов, требуется маркировка.