Вопрос: Если работник уехал и не забрал свою трудовую книжку, что делать? Можно ли ее отправить по адресу?
Ответ: В соответствие со ст.84.1. ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ. Если в день увольнения работник отсутствует на работе или отказывается от получения трудовой книжки, работодатель обязан направить работнику (заказной корреспонденцией с описью вложения и уведомлением о вручении) уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 ТК РФ, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности в соответствии с частью второй статьи 261 ТК РФ. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.
Если в указанной ситуации уведомление о необходимости получения трудовой книжки в связи с прекращением трудовых отношений не было направлено работнику, то согласно ст.ст. 165 и 234 ТК РФ наступает ответственность работодателя за задержку выдачи трудовой книжки.
В соответствие с пунктом 43 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 01.03.2008 №132) «О трудовых книжках» трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся до востребования у работодателя (в организации или у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством Российской Федерации об архивном деле. Пункт 664 Приказа Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» устанавливает срок хранения невостребованных трудовых книжек 75 лет.