тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 14:10
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Какие документы необходимы для предоставления дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом

Вопрос: Какие документы должен предоставить работник, чтобы получать ежемесячно оплачиваемые дни по уходу за ребенком-инвалидом, которые требуются для предоставления в ФСС, и как часто он должен их предоставлять? Любовь Валерьевна

Ответ: Дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами предоставляются одному из родителей (опекуну, попечителю, другому лицу, воспитывающему детей без матери) по его письменному заявлению. Это предусмотрено ч. 1 ст. 262 ТК РФ, абз. 1 п. 2 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048 (далее - Правила), абз. 1 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1.

Форма заявления о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней (далее - заявление) утверждена Приказом Минтруда России от 19.12.2014 № 1055н.

Периодичность подачи заявления работник определяет по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования указанных выходных дней (ежемесячно, раз в квартал, раз в год, по мере обращения и т.д.). Это предусмотрено абз. 2 п. 2 Правил.

Для подтверждения права на использование дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами работник помимо заявления должен представить следующие документы:

1. Справку (ее копию) об установлении инвалидности ребенка.

Данная справка выдается бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы (пп. "а" п. 3 Правил).

Форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н (приложение № 1).

Справка предоставляется в соответствии со сроками установления инвалидности - один раз, раз в год, раз в два года, раз в пять лет (абз. 1 п. 4 Правил).

2. Документ (его копию), подтверждающий место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида.

Представление этого документа предусмотрено пп. "б" п. 3 Правил предоставления выходных дней.

Подтвердить место жительства ребенка-инвалида можно, например, выпиской из домовой книги, свидетельством о регистрации по месту жительства, а место его пребывания - свидетельством о регистрации по месту пребывания (п. п. 28, 29 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713).

Документ, подтверждающий место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, работник должен представить только один раз (абз. 2 п. 4 Правил).

3. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом, или копии указанных документов.

Документом, подтверждающим установление опеки и попечительства, может служить договор об осуществлении опеки или попечительства либо акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

Факт усыновления (удочерения) может подтверждаться соответствующим решением суда, вступившим в силу, или свидетельством об усыновлении (удочерении).

Эти документы работник представляет работодателю один раз (абз. 2 п. 4 Правил).

4. Справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя, другого лица, воспитывающего ребенка без матери).

Работник должен представить справку о том, что на момент обращения другой родитель (опекун, попечитель, другое лицо, воспитывающее детей без матери) дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце не использовал или использовал частично, либо справку о том, что от него не поступало заявления о предоставлении указанных дней (пп. "г" п. 3 Правил).

Представление такой справки необходимо в связи с тем, что дополнительные выходные дни предоставляются только одному из родителей (опекуну, попечителю, другому лицу, воспитывающему детей без матери). На это указано в ч. 1 ст. 262 ТК РФ, п. 1 Правил.

Работник обязан представлять названную справку при каждом обращении с заявлением о предоставлении выходных дней (абз. 2 п. 4 Правил). Это не требуется, если документально подтверждено, что другой родитель (опекун, попечитель, другое лицо, воспитывающее детей без матери) уклоняется от ухода или не может ухаживать за ребенком-инвалидом. Причины возникновения такой ситуации приведены в п. 5 Правил, абз. 3 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1.

В случае если другой родитель не работает либо самостоятельно обеспечивает себя работой работник при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней должен представлять документы (их копии), подтверждающие, что другой родитель не работает или самостоятельно обеспечивает себя работой. Это предусмотрено абз. 3 п. 4 Правил. Вместе с тем ни Правилами предоставления выходных дней, ни Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 перечень таких документов не установлен.

Полагаем, что документом, подтверждающим, что второй родитель не состоит в трудовых отношениях, может быть его трудовая книжка, если в ней отсутствует актуальная запись о приеме на работу.

Если второй родитель зарегистрирован в качестве безработного в соответствии с требованиями п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», то подтверждающим документом может являться соответствующая справка, выданная органом службы занятости.

К лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы.

В качестве документа, подтверждающего занятие предпринимательской деятельностью, может выступать, например, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Его форма утверждена Приказом ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@.

Статус адвоката может подтверждаться соответствующим удостоверением, форма которого утверждена Приказом Минюста России от 23.04.2014 № 84, осуществление нотариальной деятельности - лицензией на право ее осуществления (ч. 1 ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1).