тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 04:50
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Вопрос о порядке расчета предельно допустимых процентов по долговым обязательствам в 2009 г.

Описание ситуации:

С 01.09.2008 г. наша организация применяет новый порядок в отношении всех имеющихся в организации долговых обязательств, заключенных как до, так и после 01.09.2008 г., а именно:

  • при расчете предельной величины процентов, учитываемых в составе расходов, по долговым обязательствам в рублях, организация использует ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,5 раза;
  • по долговым обязательствам в иностранной валюте - 22 процента.

Хочется отметить, что анализ имеющихся долговых обязательств, показал, что в организации отсутствуют кредиты и займы, выданные на сопоставимых условиях.

Вопрос:

Оцените, пожалуйста, налоговые последствия и, по возможности, прокомментируйте сложившуюся на нашем предприятии ситуацию.

Ответ:

Согласно абз.4 п.1 ст.269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Действие указанного абзаца п.1 ст.269 НК РФ приостановлено до 31.12.2009 г. подп.22 ст.2 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ".

В силу п.1 ст.9 вышеуказанного Федерального закона, последний вступает в силу с 01.01.2009 г., за исключением положений, для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления в силу.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, в период приостановления действия абз.4 п.1 ст.269 части второй НК РФ, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Отмечаем, что согласно п.7 ст.9 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, положения ст.8 указанного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г.

 

Таким образом, в данном случае не вполне ясно, какой алгоритм расчета необходимо использовать с 01.09.2008 г. для определения среднего уровня процентов по долговым обязательствам в целях нормирования расходов по процентам в соответствии со ст.269 НК РФ. Применять ли новый порядок с 01.09.2008 г. к долговым обязательствам, заключенным до указанной даты или же к долговым обязательствам, заключенным с 01.09.2008 г.

Также не понятно, что законодатель в данной ситуации подразумевает под фразой "…правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г.": это или заключенные с 01.09.2008 г. долговые обязательства, или все-таки начисленные, с 01.09.2008 г. проценты, по долговым обязательствам, заключенным как до, так и после указанной даты.

 

Обращаем ваше внимание, что Федеральный закон от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, с "антикризисными" поправками в налоговое законодательство, направлен на облегчение положения налогоплательщиков в неблагоприятных экономических условиях, а также на защиту их прав. Как отмечено выше, рассматриваемое положение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г. и, учитывая норму подп.22 ст.2 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ (… о приостановлении действия абз.4 п.1 ст.269 НК РФ до 31.12.2009 г.), прекращает свое действие 31.12.2009 г., т.е. данное положение носит временный характер. Соответственно, можно предположить, что под фразой "…правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г." законодатель имеет в виду начисленные с 01.09.2008 г. проценты, по долговым обязательствам, заключенным как до, так и после указанной даты. По нашему мнению, именно такое понимание данной формулировки позволит в полной степени облегчить положение налогоплательщика в период международного экономического кризиса.

В то же время применять такой порядок организация вправе лишь тогда, когда у нее отсутствуют долговые обязательства перед российскими компаниями, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях. Если такие обязательства есть, предельная величина процентов рассчитывается исходя из их среднего уровня (абз.2 и 3 п.1 ст.269 НК РФ), отказаться от данных расчетов и определять предельную величину расходов, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, организация больше не сможет.

Согласно п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, не могут иметь обратной силы. Если у организации за период с 01.09.2008 г. по 01.01.2009 г. имеются сопоставимые долговые обязательства и предельный уровень расходов, рассчитанный исходя из среднего уровня процентов по ним, ниже, чем рассчитанный согласно действовавшему абз. 4 п.1 ст.269 НК РФ (ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза - по долговым обязательствам в рублях, 15 процентов - по обязательствам в валюте), она вправе признать расходы за сентябрь - декабрь 2008 г. в соответствии с прежним порядком.

 

Учитывая выше изложенное мнение, а также ввиду отсутствия официальных разъяснений контролирующих органов по данному вопросу, применение нового порядка исчисления предельно допустимых процентов по долговым обязательствам, заключенным до 01.09.2008 г. с соответствующим отнесением рассчитанных сумм в состав расходов по налогу на прибыль, может быть поставлено под сомнение налоговыми органами.

 

В связи с этим, можно рекомендовать обратиться за официальными разъяснениями в налоговую инспекцию, в которой организация стоит на учете, в качестве налогоплательщика.

В противном случае, до появления официальных разъяснений контролирующих органов (Минфина и/или ФНС РФ) рекомендуем применять новый порядок лишь в отношении долговых обязательств, заключенных с 01.09.2008 г., во избежание разногласий с налоговыми органами.

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту