Описание ситуации:
С 01.09.2008 г. наша организация применяет новый порядок в отношении всех имеющихся в организации долговых обязательств, заключенных как до, так и после 01.09.2008 г., а именно:
- при расчете предельной величины процентов, учитываемых в составе расходов, по долговым обязательствам в рублях, организация использует ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,5 раза;
- по долговым обязательствам в иностранной валюте - 22 процента.
Хочется отметить, что анализ имеющихся долговых обязательств, показал, что в организации отсутствуют кредиты и займы, выданные на сопоставимых условиях.
Вопрос:
Оцените, пожалуйста, налоговые последствия и, по возможности, прокомментируйте сложившуюся на нашем предприятии ситуацию.
Ответ:
Согласно абз.4 п.1 ст.269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Действие указанного абзаца п.1 ст.269 НК РФ приостановлено до 31.12.2009 г. подп.22 ст.2 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ".
В силу п.1 ст.9 вышеуказанного Федерального закона, последний вступает в силу с 01.01.2009 г., за исключением положений, для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления в силу.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, в период приостановления действия абз.4 п.1 ст.269 части второй НК РФ, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Отмечаем, что согласно п.7 ст.9 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, положения ст.8 указанного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г.
Таким образом, в данном случае не вполне ясно, какой алгоритм расчета необходимо использовать с 01.09.2008 г. для определения среднего уровня процентов по долговым обязательствам в целях нормирования расходов по процентам в соответствии со ст.269 НК РФ. Применять ли новый порядок с 01.09.2008 г. к долговым обязательствам, заключенным до указанной даты или же к долговым обязательствам, заключенным с 01.09.2008 г.
Также не понятно, что законодатель в данной ситуации подразумевает под фразой "…правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г.": это или заключенные с 01.09.2008 г. долговые обязательства, или все-таки начисленные, с 01.09.2008 г. проценты, по долговым обязательствам, заключенным как до, так и после указанной даты.
Обращаем ваше внимание, что Федеральный закон от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, с "антикризисными" поправками в налоговое законодательство, направлен на облегчение положения налогоплательщиков в неблагоприятных экономических условиях, а также на защиту их прав. Как отмечено выше, рассматриваемое положение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г. и, учитывая норму подп.22 ст.2 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ (… о приостановлении действия абз.4 п.1 ст.269 НК РФ до 31.12.2009 г.), прекращает свое действие 31.12.2009 г., т.е. данное положение носит временный характер. Соответственно, можно предположить, что под фразой "…правоотношения, возникшие с 01.09.2008 г." законодатель имеет в виду начисленные с 01.09.2008 г. проценты, по долговым обязательствам, заключенным как до, так и после указанной даты. По нашему мнению, именно такое понимание данной формулировки позволит в полной степени облегчить положение налогоплательщика в период международного экономического кризиса.
В то же время применять такой порядок организация вправе лишь тогда, когда у нее отсутствуют долговые обязательства перед российскими компаниями, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях. Если такие обязательства есть, предельная величина процентов рассчитывается исходя из их среднего уровня (абз.2 и 3 п.1 ст.269 НК РФ), отказаться от данных расчетов и определять предельную величину расходов, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, организация больше не сможет.
Согласно п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, не могут иметь обратной силы. Если у организации за период с 01.09.2008 г. по 01.01.2009 г. имеются сопоставимые долговые обязательства и предельный уровень расходов, рассчитанный исходя из среднего уровня процентов по ним, ниже, чем рассчитанный согласно действовавшему абз. 4 п.1 ст.269 НК РФ (ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза - по долговым обязательствам в рублях, 15 процентов - по обязательствам в валюте), она вправе признать расходы за сентябрь - декабрь 2008 г. в соответствии с прежним порядком.
Учитывая выше изложенное мнение, а также ввиду отсутствия официальных разъяснений контролирующих органов по данному вопросу, применение нового порядка исчисления предельно допустимых процентов по долговым обязательствам, заключенным до 01.09.2008 г. с соответствующим отнесением рассчитанных сумм в состав расходов по налогу на прибыль, может быть поставлено под сомнение налоговыми органами.
В связи с этим, можно рекомендовать обратиться за официальными разъяснениями в налоговую инспекцию, в которой организация стоит на учете, в качестве налогоплательщика.
В противном случае, до появления официальных разъяснений контролирующих органов (Минфина и/или ФНС РФ) рекомендуем применять новый порядок лишь в отношении долговых обязательств, заключенных с 01.09.2008 г., во избежание разногласий с налоговыми органами.