Описание ситуации:
Нашей организацией открыты расчетные счета на Украине: долларовый, в евро, рублевый и в гривнах (все счета в одном банке Украины). По долларовому и в евро движения со дня открытия этих счетов нет. На рублевый счет головная организация отправляет средства на содержание не выделенного на отдельный баланс Украинского представительства в сумме, соответствующей смете расходов на содержание. Рубли представительством переводятся в гривны, которые расходуются с "гривнового" счета на оплату своих расходов на содержание. Своих доходов у представительства на Украине нет, оно только представляет наши интересы, расходуя средства в рамках сметы.
Вопрос №1:
Необходимо ли нам с учетом того, что на Украине есть наше представительство не выделенное на отдельный баланс представлять в ФНС по месту регистрации головной организации отчеты по операциям на счетах в иностранных банках с приложением нотариально заверенных копий всех выписок банка по всем счетам?
Вопрос №2:
Какие санкции и кем могут быть к нам применены за несдачу такой отчетности?
Вопрос №3:
Суммы штрафов предусмотрены по каждому несданному отчету или в общей сложности по всей отчетности?
Вопрос №4:
Существует ли начисление пени на суммы неуплаченных штрафов?
Ответ на вопрос №1:
В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок предоставления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам в иностранных банках утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 г. № 819 (далее по тексту - Постановление Правительства РФ № 819). На основании п.3 Постановления Правительства РФ № 819, отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Исходя из изложенного выше, представляется, что нормы и положения данного Постановления не ставят в зависимость наличие представительства, выделенного на отдельный баланс или же напротив, представительства, не выделенного на отдельный баланс к обязанности резидента представлять отчеты.
Таким образом, отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ обязаны представлять все резиденты, имеющие представительства за пределами территории РФ, как выделенные на отдельный баланс, так и не выделенные на отдельный баланс.
Отвечая на вопросы №2 и №3, сообщаем следующее:
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 819 предусмотрено, что резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Как видно, резидент должен не просто уведомить налоговые органы обо всех зарубежных счетах, но и сделать это в установленный срок. Иначе за опоздание ему придется заплатить административный штраф в размере до 2000 руб. (ст. 15.4 КоАП РФ).
Кроме того, владелец зарубежного счета (вклада) обязан регулярно отчитываться перед налоговиками. Согласно п.1 ст.126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
Таким образом, ответственность, предусмотренная законодательством РФ за непредставление и/или несвоевременное представление в налоговые органы необходимых, в данном случае, документов установлена в отношении каждого отдельного отчета о движении денежных средств по счетам в иностранных банках.
***
Отметим, что повод более пристально приглядеться к содержимому зарубежного счета и проходящим по нему операциям может появиться у налоговиков также в соответствии с Законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Этот Закон устанавливает перечень операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, и предписывает российским банкам "документально фиксировать" все операции, которые служащие кредитной организации сочтут "носящими запутанный и необычный характер". Информацию о таких операциях банк должен предоставлять в Комитет по финансовому мониторингу.
Помимо прочего, п.2 ст.15.25 КоАП РФ за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, предусмотрено наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(С использованием материалов СПС Консультант Плюс)
Ответ на вопрос №4:
Для ответа на данный вопрос, разберемся с понятиями, перечисленными ниже:
-
Налог
На основании п.1 ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
-
Сбор
Пунктом 2 данной статьи установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
-
Штраф
Штраф, в свою очередь, является налоговой санкцией и представляет собой вид денежного взыскания за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК РФ).
-
Пеня
Согласно п.1 ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Таким образом, пеня начисляется за несвоевременную уплату налога или сбора. Начисление пени за неуплату или несвоевременную уплату штрафных санкций действующим законодательством РФ не предусмотрено.