тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 16:49
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

ПДД для электросамокатов

ПДД для электросамокатов

Все большую популярность в России в настоящее время набирают двухколесные средства передвижения, такие как гироскутеры, сегвеи и электросамокаты, которые приводятся в движение электродвигателем.

В настоящее время правовой статус названных средств передвижения не определен, правила пользования этими средствами нигде не закреплены и многие передвигаются на них по тротуарам, дорогам, в общественных местах, а некоторые - в состоянии опьянения.

В связи с чем в практической деятельности нередко возникает ряд вопросов:

  • к какой категории участников дорожного движения следует отнести названные средства передвижения,
  • требуются ли для управления этими транспортными средствами специальные права соответствующего вида,
  • какая предусмотрена ответственность лиц, управляющих ими?

Такое средство передвижения, как электросамокат, в Правилах дорожного движения (ПДД) не упоминается, как и другие двухколесные средства передвижения, оснащенные электродвигателем.

Термин "самокат" используется только в пункте 1.2 ПДД при определении понятия "пешеход". В указанном пункте лица, использующие для передвижения самокаты, приравниваются к пешеходам. Такие лица могут быть привлечены к административной ответственности как пешеходы по ст.12.29 КоАП РФ, ст.12.30 КоАП РФ.

В настоящее время для управления электросамокатом закон не предусматривает наличие каких-либо специальных прав (водительского удостоверения), а также не содержит ограничений по возрасту.

В некоторых случаях, электросамокаты по своим техническим характеристикам соответствуют мопедам:

  • это двух или трехколесное механическое транспортное средство,
  • максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч,
  • имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Электросамокат, соответствующий указанным характеристикам, приравнивается к транспортному средству. В этом случае на лицо, управляющее электросамокатом, распространяются ПДД, установленные для передвижения на мопедах, и, учитывая примечания к статье 12.1 КоАП РФ, такое лицо является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством в состоянии опьянения), а так же ст.12.26 КоАП РФ (отказ от прохождения медосвидетельствования).

Так, Московский городской суд признал обоснованным назначение административного наказания по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ водителю электросамоката, отказавшемуся выполнить требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (Постановление от 29.11.2019 N 4а-7610/2019).

Фактически, данным судебным решением электросамокат был признан транспортным средством, а лицо, им управляющее – водителем транспортного средства.

Аналогичные выводы сделаны Первым кассационным судом общей юрисдикции (Постановление от 11.03.2022 N 16-1324/2022).

В другом деле суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции о привлечении гражданина к административной ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ за управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения, и назначил штраф в размере 30 000 руб., как на водителя, а так же лишил права управления любыми транспортными средствами на срок 1 год 6 мес.

По мнению Судебной коллегии выводы нижестоящих судов правомерны, поскольку электросамокат, которым управлял гражданин по своим техническим характеристикам относится к мопедам, то есть фактически является транспортным средством , в связи с чем обоснованно признали его субъектом указанного административного правонарушения (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции 16.06.2022 по делу N 16-3106/2022).

Также следует отметить, что суды единогласно признают электросамокаты источником повышенной опасности независимо от его технических характеристик.

Понятие "источника повышенной опасности" сформулировано в статье 1079 ГК РФ: юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Разъяснения относительно применения статьи 1079 ГК РФ даны в пункте 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина". Как указал ВС РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

Поскольку электросамокат, приводимый в движение электрическим двигателем, не может находиться под полным контролем человека, суды справедливо признают такие средства передвижения источником повышенной опасности.

Так, Первым кассационным судом общей юрисдикции (Определение от 01.09.2022 N 88-19453/2022) отказано во взыскании морального вреда с водителя автомобиля, совершившего наезд на гражданина, передвигавшегося по проезжей части на электросамокате. Гражданин, управляя электросамокатом, двигался по автодороге, не убедился в безопасности своего движения, приступил к маневру перестроения на левую полосу дороги, не пропустив автомобиль, двигавшийся по левой полосе без изменения направления движения, в результате чего произошло столкновение с автомобилем. В результате ДТП, лицу, передвигавшемуся на электросамокате причинены телесные повреждения.

Судом электросамокат признан источником повышенной опасности. Соответственно вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности возмещается на общих основаниях, при наличии вины причинителя.

Учитывая обстоятельства дела, суд сделал вывод, что неблагоприятные последствия для потерпевшего наступили в результате нарушения им п.8.4 ПДД и отказал во взыскании морального вреда.

В другом деле суд взыскал стоимость восстановительного ремонта автомобиля с владельца электросамоката, который нарушил ПДД (Определение 4 КСОЮ от 27.05.2021 по делу N 88-13612/2021, 2-1533/2020).

Аналогичное решение принято Московским городским судом (Апелляционное определение от 22 декабря 2020 г. по делу N 33-421750/2020, 2-1153/2020).

Страховая компания обратился в суд с иском к ответчику о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке суброгации. В результате ДТП были причинены механические повреждения автомобилю, застрахованной на момент аварии по полису КАСКО, произведена выплата на восстановительный ремонт.

Повреждения причинены в результате столкновения с электросамокатом. При этом административными материалами подтверждается нарушение ПДД со стороны лица, управлявшего электросамокатом, что и привело к ДТП. Судом требования страховой компании к лицу, управлявшему электросамокатом, удовлетворены в полном объеме.

Исходя из судебной практики можно сделать следующие выводы:

  1. Любой электросамокат является источником повышенной опасности. Следовательно, ответственность за вред, причиненный при управлении им, при наличии вины управляющего электросамокатом, всегда возмещается потерпевшему.
  2. Лицо, управляющее электоросамокатом, при нарушении ПДД не имеет преимуществ перед водителем транспортного средства. Вред, причиненный владельцу самоката при наличии вины лишь самого владельца, возмещению не подлежит.
  3. При управлении в состоянии алкогольного опьянения электросамокатом, который по своим характеристикам соответствует мопеду, лицо подлежит административной ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, штраф 30 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами.

Следует отметить, что с 1 марта 2023 г. вступают в силу изменения в ПДД, согласно которым электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры и иные аналогичные средства будут отнесены к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), установлен порядок передвижения на таких средствах:

  • На средствах индивидуальной мобильности можно передвигаться со скоростью не более 25 км/ч. При этом масса такого электротранспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не должна превышать 35 кг.
  • Движение электросамокатов и других СИМ будет регулироваться специальными дорожными знаками, разрешающими, ограничивающими или запрещающими перемещение на таких видах транспорта в тех или иных зонах.
  • При совместном передвижении пешеходы получают приоритет. Однако, при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.
  • На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Но делать это можно людям старше 14 лет и там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Средство индивидуальной мобильности должно быть оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями сзади и по бокам, а также фарой (фонарем) белого цвета спереди.

Принятые изменения в ПДД не устанавливают специальной ответственности для лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности. Соответственно, как и раньше, при нарушении правил передвижения лицо, управляющее электросамокатом, подлежит административной ответственности по ст.ст.12.29, 12.30 КоАП РФ, но уже не как пешеход, а как иной участник дорожного движения, размер штрафа – выше.

Также изменения не коснутся гражданской ответственности лиц, управляющих электросамокатами. При наличии вины лицо, управляющее электросамокатом, обязано будет возместить причиненный вред в полном размере.

С Уважением,
Специалисты Линии консультаций.

Статью подготовила:
Барышникова Ю.А.
Юрист Линии консультаций;

Проверила
Новосёлова С.Л.
Руководитель Линии консультаций
25.10.2022

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту