тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 17:01
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Вопрос о начислении НДС на тариф, предъявляемый населению, в качестве оплаты услуг на содержание и ремонт жилья

МУ «УЗ ЖКХ по г. А» просит дать консультацию по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость.

Описание ситуации:

Мы имеем на балансе общежитие по адресу ул. Челюскинцев, д.15, соответственно, проживающим начисляем коммунальные услуги, тариф на содержание и ремонт жилья.

МУ «УЗ ЖКХ по г. А» - бюджетное учреждение не является плательщиком НДС.

Вопрос:

Если коммунальные услуги не облагаются НДС, подлежит обложению НДС или нет тариф на содержание, ремонт жилья, который тоже оплачивается населением и входит в начисленные услуги.

Ответ:

Отвечая на данный вопрос, сообщаем:

В ходе телефонных переговоров, дополнительно было выяснено, что услуги на содержание и ремонт жилья Поставщики данных услуг выставляют с НДС. Указанные суммы с НДС для организации являются затратами.

Из текста запроса, ясно, что МУ «УЗ ЖКХ по г. А.» не является плательщиком НДС. Поэтому, начислять данный налог на тариф по содержанию и ремонту жилья и, соответственно, применять право на вычет «входящий» НДС организация не должна. Помимо прочего, выставленные на оплату Поставщиками услуг суммы с НДС являются для МУ затратами, в полной мере, и должны включаться в состав расходов по налогу на прибыль.

Однако, документального и/или иного подтверждения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, предусмотренного ст.145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), организацией не предоставлено. Исходя из сложившейся ситуации, считаем необходимым сообщить следующее:

Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. Специальных условий о признании бюджетных учреждений плательщиками НДС в НК РФ нет.

Согласно официальной позиции бюджетные учреждения являются плательщиками НДС. Выводы, подтверждающие данную позицию, изложены, например:

  • в Письме Минфина РФ от 25.12.2007 г. № 03-07-11/643, финансовое ведомство разъясняет, что бюджетные учреждения признаются плательщиками НДС при осуществлении операций, облагаемых данным налогом.
  • в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2008 г. по делу № А42-2619/2006. Суд установил следующее: бюджетное учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица, поэтому является плательщиком НДС. ФАС указал, что оказание платных услуг бюджетными учреждениями облагается НДС.

Противоположная позиция сводится к тому, что бюджетные учреждения не являются плательщиками НДС, поскольку платные формы деятельности бюджетных учреждений не являются предпринимательской деятельностью. Эта позиция выражена в судебных решениях.

Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 г. № Ф04-9272/2005(18260-А45-37), суд указал, что бюджетные организации не являются плательщиками НДС, поскольку платные формы деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения. Это дало суду основание не признать бюджетные организации плательщиками НДС.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 03.08.2005 г. № Ф04-4930/2005(13548-А45-6), а также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 г. № Ф04-831/2005(8952-А45-35).

Кроме того, бюджетные учреждения не признаются плательщиками НДС, если они выступают от имени РФ в качестве уполномоченного лица на совершение сделки. Этот вывод также подтверждается судебными решениями, например, в Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2006 г. № Ф04-970/2006(20464-А45-9) по делу № А45-6178/05-7/114, суд указал, что при заключении договора купли-продажи учреждение действовало от имени РФ в качестве уполномоченного лица на совершение сделки. При этом НК РФ не относит Российскую Федерацию к субъектам налогообложения. Таким образом, учреждение, выполняя функции от имени Российской Федерации, не является плательщиком НДС.

Аналогичные выводы содержатся также в перечисленных ниже Постановлениях ФАС различных округов, а именно:

  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2006 г. № Ф04-9632/2005(18680-А27-9);
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2005 г. № Ф04-8109/2005(16844-А70-9);
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 08.12.2005 г. № А12-3428/05-С40;
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2005 г. № А12-3427/05-С40;
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.11.2005 Г. № Ф08-5363/2005;
  • Постановление ФАС Уральского округа от 19.10.2005 г. № Ф09-3429/05-С6;
  • Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2005 г., 11.10.2005 г. № Ф09-3840/05-С2;
  • Постановление ФАС Центрального округа от 23.08.2005 г. № А48-309/05-5.

Поэтому, принимая во внимание официальное мнение Минфина РФ, а также сложившуюся арбитражную практику, рекомендуем подтвердить документально право организации на освобождение от обязанностей налогоплательщика, предусмотренного ст.145 НК РФ.

В противном случае, возможны претензии со стороны налоговых органов, в виде доначисления НДС и уплаты в бюджет соответствующих сумм штрафа и пеней.

Также обращаем ваше внимание на следующий момент: в случае отсутствия документального подтверждения права организации на освобождение от обязанностей налогоплательщика, необходимо исходить из сложившейся на данный момент арбитражной практики, изложенной выше. Т.е. позиция организации может быть изложена следующим образом:

…бюджетное учреждение не является плательщиком НДС, поскольку платные формы деятельности бюджетного учреждения не являются предпринимательской деятельностью.

Кроме того, МУ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах третьих лиц и оплату услуг производит по тарифам, установленным для населения, а не для юридических лиц (…по аналогии с ТСЖ – п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 г. № 57).

Соответственно, обратившись в суд, организация с высокой долей вероятности сможет отстоять правомерность своих действий.