тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 18:51
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области

Вопрос о начислении НДС на тариф, предъявляемый населению, в качестве оплаты услуг на содержание и ремонт жилья

МУ «УЗ ЖКХ по г. А» просит дать консультацию по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость.

Описание ситуации:

Мы имеем на балансе общежитие по адресу ул. Челюскинцев, д.15, соответственно, проживающим начисляем коммунальные услуги, тариф на содержание и ремонт жилья.

МУ «УЗ ЖКХ по г. А» - бюджетное учреждение не является плательщиком НДС.

Вопрос:

Если коммунальные услуги не облагаются НДС, подлежит обложению НДС или нет тариф на содержание, ремонт жилья, который тоже оплачивается населением и входит в начисленные услуги.

Ответ:

Отвечая на данный вопрос, сообщаем:

В ходе телефонных переговоров, дополнительно было выяснено, что услуги на содержание и ремонт жилья Поставщики данных услуг выставляют с НДС. Указанные суммы с НДС для организации являются затратами.

Из текста запроса, ясно, что МУ «УЗ ЖКХ по г. А.» не является плательщиком НДС. Поэтому, начислять данный налог на тариф по содержанию и ремонту жилья и, соответственно, применять право на вычет «входящий» НДС организация не должна. Помимо прочего, выставленные на оплату Поставщиками услуг суммы с НДС являются для МУ затратами, в полной мере, и должны включаться в состав расходов по налогу на прибыль.

Однако, документального и/или иного подтверждения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, предусмотренного ст.145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), организацией не предоставлено. Исходя из сложившейся ситуации, считаем необходимым сообщить следующее:

Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. Специальных условий о признании бюджетных учреждений плательщиками НДС в НК РФ нет.

Согласно официальной позиции бюджетные учреждения являются плательщиками НДС. Выводы, подтверждающие данную позицию, изложены, например:

  • в Письме Минфина РФ от 25.12.2007 г. № 03-07-11/643, финансовое ведомство разъясняет, что бюджетные учреждения признаются плательщиками НДС при осуществлении операций, облагаемых данным налогом.
  • в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2008 г. по делу № А42-2619/2006. Суд установил следующее: бюджетное учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица, поэтому является плательщиком НДС. ФАС указал, что оказание платных услуг бюджетными учреждениями облагается НДС.

Противоположная позиция сводится к тому, что бюджетные учреждения не являются плательщиками НДС, поскольку платные формы деятельности бюджетных учреждений не являются предпринимательской деятельностью. Эта позиция выражена в судебных решениях.

Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 г. № Ф04-9272/2005(18260-А45-37), суд указал, что бюджетные организации не являются плательщиками НДС, поскольку платные формы деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения. Это дало суду основание не признать бюджетные организации плательщиками НДС.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 03.08.2005 г. № Ф04-4930/2005(13548-А45-6), а также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 г. № Ф04-831/2005(8952-А45-35).

Кроме того, бюджетные учреждения не признаются плательщиками НДС, если они выступают от имени РФ в качестве уполномоченного лица на совершение сделки. Этот вывод также подтверждается судебными решениями, например, в Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2006 г. № Ф04-970/2006(20464-А45-9) по делу № А45-6178/05-7/114, суд указал, что при заключении договора купли-продажи учреждение действовало от имени РФ в качестве уполномоченного лица на совершение сделки. При этом НК РФ не относит Российскую Федерацию к субъектам налогообложения. Таким образом, учреждение, выполняя функции от имени Российской Федерации, не является плательщиком НДС.

Аналогичные выводы содержатся также в перечисленных ниже Постановлениях ФАС различных округов, а именно:

  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2006 г. № Ф04-9632/2005(18680-А27-9);
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2005 г. № Ф04-8109/2005(16844-А70-9);
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 08.12.2005 г. № А12-3428/05-С40;
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2005 г. № А12-3427/05-С40;
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.11.2005 Г. № Ф08-5363/2005;
  • Постановление ФАС Уральского округа от 19.10.2005 г. № Ф09-3429/05-С6;
  • Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2005 г., 11.10.2005 г. № Ф09-3840/05-С2;
  • Постановление ФАС Центрального округа от 23.08.2005 г. № А48-309/05-5.

Поэтому, принимая во внимание официальное мнение Минфина РФ, а также сложившуюся арбитражную практику, рекомендуем подтвердить документально право организации на освобождение от обязанностей налогоплательщика, предусмотренного ст.145 НК РФ.

В противном случае, возможны претензии со стороны налоговых органов, в виде доначисления НДС и уплаты в бюджет соответствующих сумм штрафа и пеней.

Также обращаем ваше внимание на следующий момент: в случае отсутствия документального подтверждения права организации на освобождение от обязанностей налогоплательщика, необходимо исходить из сложившейся на данный момент арбитражной практики, изложенной выше. Т.е. позиция организации может быть изложена следующим образом:

…бюджетное учреждение не является плательщиком НДС, поскольку платные формы деятельности бюджетного учреждения не являются предпринимательской деятельностью.

Кроме того, МУ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах третьих лиц и оплату услуг производит по тарифам, установленным для населения, а не для юридических лиц (…по аналогии с ТСЖ – п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 г. № 57).

Соответственно, обратившись в суд, организация с высокой долей вероятности сможет отстоять правомерность своих действий.

КонсультантПлюс Сервис О компании
Консультант Плюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий
Включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ-технологий
Информация на сайте не является публичной офертой
Описание системы Обучение работе Контакты Политика конфиденциальности
Купить систему Консультации специалистов Вакансии
Соглашение об обработке
персональных данных
Отзывы клиентов Бюллетень пользователя Поиск по сайту