Описание ситуации:
В январе 2010 г. сгорел автомобиль. В бухгалтерии нет никаких документов об этом факте. Амортизация продолжает начисляться до сегодняшнего дня. Механик готовит документы на списание автомобиля в октябре 2011 г.
Вопрос:
Правильно ли в бухгалтерском учете начислялась амортизация, если нет, что надо сделать?
Ответ:
В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, организация проводит инвентаризацию, результаты которой оформляются документами по формам, установленным Постановлениями Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и от 27.03.2000 г. №26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации №ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» (п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49).
При выбытии объектов ОС в дебет счета 01 «Основные средства», субсчет 01-2 «Выбытие основных средств», переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.
Остаточная стоимость полностью испорченного объекта ОС списывается со счета 01, субсчет 01-2, в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Расходы, собранные на счете 94, в данном случае списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», поскольку расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.), признаются прочими расходами в соответствии с п.13 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.
Что касается начисления амортизации в бухгалтерском учете до принятия решения о списании основного средства, то по нашему мнению, в отсутствии результатов инвентаризации, это вполне обоснованно. Помимо прочего, организация могла принять решение о восстановлении основного средства и в таком случае, начисление амортизации в бухгалтерском учете также основано на нормах законодательства.
В этой связи, напоминаем, что согласно п.23 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования ОС начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
При этом, с нашей точки зрения, период восстановления испорченного объекта основных средств, начинается с даты, указанной в Приказе руководителя организации. Поэтому в такой ситуации необходимо также наличие соответствующего распорядительного документа. Прекратить начислять амортизацию при отсутствии такого распоряжения организация не вправе.
Отметим, что нежелательные налоговые последствия в этой ситуации могут возникнуть исключительно по причине отнесения сумм налога на имущества в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по прибыли.
В заключении хочется отметить, что по существу, разъяснения, приведенные выше, не являются полноценным решением сложившейся в организации ситуации, т.к. такие случаи следует рассматривать детально с изучением необходимых первичных документов и опросом ответственных лиц.
Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.
(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС Консультант Плюс)