тел: +7 (343) 228-00-30
КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области
Местное время 16:45

Простой или застой!

Простой или застой!

Многочисленные запросы о возможности оформления простоя побудили нас написать статью на эту тему. Оговоримся изначально, что данная статья не является прямым руководством к действию, а исключительно нашим мнением. Официальных разъяснений контролирующих органов, которые бы однозначно проливали свет на данную ситуация не опубликовано, поэтому стоит самостоятельно на свой страх и риск «толковать», «истолковывать», «додумывать».

Необходимо начать с понятия «простой». В соответствии с ч.3 ст.72.2 ТК РФ простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Сложившиеся обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса и принимаемыми властями мерами, в целом соответствуют понятию простоя, приведенному в данной статье.

С 30 марта по 30 апреля 2020 г. включительно введены нерабочие дни с сохранением за работниками зарплаты (Указы Президента РФ от 25.03.2020 №206 и от 02.04.2020 №239, далее - Указы). Понятие нерабочих (не праздничных) дней в ТК РФ не закреплено. При этом официальные разъяснения о том, в каком именно порядке работодателю нужно оформлять остановку работы, отсутствуют. В частности, нет запрета объявлять простой в этой ситуации. Таким образом, введение простоя в рассматриваемой ситуации допустимо и не противоречит требованиям законодательства.

Малочисленные разъяснения Онлайнинспекции.рф, при ответах на вопросы граждан, также дают нам понимание, что введение простоя возможно, главное, чтобы имело место фактическое приостановление деятельности какого-либо структурного подразделения или всей организации в целом.

Казалось бы все однозначно. Понятие простой соответствует сложившейся ситуации в стране и соответственно и так «нагруженный» работодатель может на какое-то время выдохнуть хотя бы в части оплаты работникам. Ведь простой как мы знаем, предполагает оплату в размере 2/3 от заработка работника. Однако не стоит забывать, что Президент РФ в своих Указах обязал всех работодателей, на которых распространяется действие Указов сохранить за работником заработную плату. Кто- то скажет: « простой ведь подразумевает оплату труда работника, только в меньшем размере, соответственно заработок сохраняется, положения Указа соблюдается» и это, по нашему мнению, будет ошибочно, поскольку сохранение заработной платы означает, сохранение ее в полном объеме. Подтверждение тому нормы ст. 22 ТК РФ, которая прямо указывает: «Работодатель обязан: выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами». Более того, Минтруд в п.1 Письма от 26.03.2020 г. № 14-4/10/П-2696 разъясняет: «Таким образом, наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам».

В связи с вышеизложенным, возникает закономерный вопрос: то, что простой возможен понятно, но кому разрешено его вводить и как в таком случае оплачивать?

Начнем с того, что вводить простой никому не запрещено, да и ситуация в стране более чем «благоприятная» для его введения. Однако Указы Президента распространяются не на все организации, соответственно, те организации, которые не подпадают под действие Указов, могут спокойно вводить простой и совершать оплату в размере 2/3 от заработка работника. При условии, если смогут обосновать временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (имеются ввиду организации медицинские, аптечные, организации, обеспечивающие товарами первой необходимости и т.д). В свою очередь, организации, на которые распространяется режим нерабочих дней, также могут объявить о простое, однако в отличие от вышеназванных организаций они не имеют право снижать заработную плату работникам, иначе это будет противоречить вышеназванным Указам Президента. И здесь уже работодателям решать стоит ли в таком случае вообще объявлять простой, если работодатель не сможет понизить свои затраты. Напомним, что оплата в меньшем размере (2/3 оклада или ставки) может повлечь для работодателя следующие риски:

  • административная ответственность по ч.6,7 ст.5.27 КоАП РФ при неправильной оплате простоя, если работник получит меньше, чем ему положено.
  • административная ответственность по ст.19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в орган службы занятости информации о простое;

Таким образом, если на вас распространяется режим нерабочих дней, установленных Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239, то за работниками необходимо сохранить зарплату в полном объеме даже при объявлении простоя. Следует также учитывать, что ораны субъекта РФ в соответствии с Указами Президента имеют право расширить перечень организаций, на которых не распространяется режим нерабочих дней в связи с пандемией.

Уделим немного внимания порядку оформления простоя.

Сам порядок оформления законом не определен. На практике оформляют приказ о простое, не смотря на то, что такой приказ законом прямо не предусмотрен, его оформление помогает не только зафиксировать введение простоя, но и назначить лиц, ответственных, в частности, за уведомление работников о введении простоя, его прекращении, определить очередность отправления отдельных работников в простой. Форма приказа произвольная, так как нормативной нет. В нем рекомендуем зафиксировать, в частности: основание (причины) издания, круг работников, кому объявлен простой, срок простоя, вид простоя, порядок оплаты простоя, другую информацию, которую посчитаете нужной. Хочется отметить, что ситуация в стране служит, как правило, причиной для простоя по не зависящим от работодателя и работников обстоятельствам. Но если эпидемия, не причем, и работодатель мог обеспечить работников работой, но ничего не предпринял (например, не отремонтировали оборудование для работы) - лучше объявить простой по вине работодателя.

Информацию о введении простоя советуем довести до сведения работников под подпись. Как правило, работники ставят свою подпись в листе ознакомления с приказом.

Рекомендуем во всех случаях введения простоя (как для всей организации, так и когда отправляете в простой только часть подразделений, работников) уведомить об этот орган службы занятости. Сделайте это письменно в течение трех рабочих дней после издания приказа о простое (п.2 ст.25 Закона о занятости, п.6 Письма Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1). Форма уведомления - произвольная, так как нормативно установленной нет. Если неизвестны контакты органа службы занятости, к которому вы относитесь, можно воспользоваться интернет-порталом Роструда https://trudvsem.ru/czn.

Если организация готова возобновить работу, в том числе из-за нормализации эпидемиологической ситуации в регионе, то для отмены простоя также издается приказ в произвольной форме, с которым при выходе на работу работники также должны быть ознакомлены под подпись.

В заключении хочется отметить, что, к сожалению, на сегодняшний день в условиях «законодательной неопределенности», работодателю приходится брать на себя львиную долю ответственности при принятии решений организационного характера, что закономерно может привести к ошибкам в толковании норм права. В связи с этим при принятии решений о введении простоя и не только, мы настоятельно рекомендуем обращаться за разъяснениями в контролирующие органы. Данные действия с большей долей вероятности помогут предотвратить обращения ваших работников в Трудовую инспекцию и, как следствие, внеплановые проверки, штрафы, а также возможные суды по восстановлению на работе с оплатой вынужденного прогула.

Желаем Вам удачи!

Одновременно сообщаем, что данный материал выражает частное мнение специалистов, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в понимании отличающемся от трактовки, изложенной выше.

(Ответ подготовлен с использованием материалов СПС КонсультантПлюс)

С Уважением, Специалисты Линии консультаций.

Статью подготовила:

Липилина Т.В.
Юрист Линии консультаций;
Проверил:
Гусельников Р.В.
Руководитель Линии консультации

20.04.2020

КонсультантПлюс Сервис О компании
Информация на сайте не является публичной офертой
Разрешается любое копирование
Описание системы Обучение работе О нас
Купить систему Сопровождение системы Вакансии
Отзывы клиентов Консультации специалистов Контакты
Поиск по сайту Бюллетень пользователя Написать нам